Французский материалист - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Любить водку, халяву, революции и быть мудаком - этого еще не достаточно, чтобы называться русским. Законы Мерфи (еще...)

Французский материалист

Cтраница 4


Опору целостности духовного мира, его фундамент составляют потребности, являющиеся движущими силами человеческой деятельности. Вот как этот аспект просматривается в размышлениях французского материалиста Ламетри. Если наши потребности, в чем не приходится сомневаться, вытекают из строения наших органов, то не менее очевидно, что наша душа зависит непосредственно от наших потребностей, и она настолько быстро их удовлетворяет и предупреждает, что ничто не может устоять перед ними. Необходимо, чтобы наша воля подчинялась им. Итак, можно сказать, что наша душа тем сильнее и проницательнее чем больше этих потребностей, подобно тому, как полководец кажется тем более искусным и энергичным, чем с большим числом неприятелей ему приходится сражаться ( Ламетри Ж.О. Человек-растение / / Соч. Преодолевая механистическую концепцию этих размышлений, следует выделить потребность как детерминанту духовного мира. Целостность внутренней психической жизни индивида обусловливается формированием и удовлетворением потребностей, благодаря которым проявляется активно-деятельная природа духовного мира. Через потребности духовный мир человека приобретает свою предметно-практическую основу в лице деятельности. Потребности, выступая социально-историческим и предметно-функциональным условием существования духовного мира, представляют основной канал, посредством которого жизнь каждого индивида вплетается в общественное производство, во все многообразие бытия общественных организмов. В этом аспекте духовный мир, проявляя свою динамическую сторону, характеризуется как духовная деятельность, обусловленная потребностями, состоящая из целенаправленных действий, устремляющая ум, чувства, волю на создание духовных ценностей.  [46]

В XVIII веке, таким образом, вновь возрождается та тенденция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характерна еще для античных софистов. Не случайно софистов называют античными просветителями: так же как и французские материалисты, они исходили из того, что человек есть существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются как основное определение человеческого существа.  [47]



Страницы:      1    2    3    4