Cтраница 3
Дагестан не имеет также собственной топливной базы. Промышленность и другие отрасли народного хозяйства пользуются привозным мазутом. По нашему мнению, продолжение до Махачкалы газопровода Ставрополь - Грозный с включением в газопровод местных ресурсов является выгодным. Незначительное расстояние, хороший рельеф, быстрая самоокупаемость газопровода делают это мероприятие экономически целесообразным. [31]
Перевозка нефти и нефтепродуктов по в оде осуществляется в самоходных нефтеналивных судах - морских и речных танкерах, а также в несамоходных морских ( лихтеры) и речных ( баржи) судах. Основной объем речных перевозок нефти и нефтепродуктов, приходится на Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны. Сырая нефть перевозится с полуострова Мангышлак и из Махачкалы в Волгоград, а также из Куйбышева в районы Черного, Балтийского и Каспийского морей. [32]
Направления перевозок нефти и нефтепродуктов регламентируются грузопотоками, которые разрабатывает Министерство путей сообщения с нефтеснабсбытовыми организациями на навигационный и межнавигационный периоды. Так, если в зимнее время ( с 15 октября по 15 апреля) малосернистый топочный мазут разрешается перевозить по железной дороге из Махачкалы и Грозного во все районы страны, то в летнее время перевозка такого мазута по железной дороге разрешается только в районы Ростова-на - Дону и южные районы Украины. В остальных направлениях малосернистый мазут должен перевозиться из Грозного и Махачкалы водным путем по Каспийскому морю, рекам Волге и Каме и затем с пунктов перевалки по железной дороге потребителям, расположенным в северо-западных районах, в Поволжье, Центре, на Урале и в Сибири. Грузопотоки устанавливают по всем массовым нефтепродуктам. По схеме железных дорог определяют пункты ( станции), которые являются границей распределения потока нефтепродукта, идущего с того или иного нефтеперерабатывающего завода. При составлении плана перевозок необходимо строго руководствоваться схемой установленных грузопотоков нефтепродуктов, в противном случае могут быть встречные и нерациональные перевозки. В тех случаях, когда объем производства нефтепродуктов превышает потребность района, принимается специальное решение нефтеснабсбытовой организацией и Министерством путей сообщения о перевозке этого продукта за пределы данного района. При этом, если требуется значительное отклонение грузопотока, то такая перевозка оформляется с санкции Госплана СССР или Госснаба СССР. [33]
Далее, нефть с морского терминала может транспортироваться танкерами до Баку, Махачкалы и в порт Не-ка. [34]
Среди новых источников энергии заслуживают внимания ресурсы глубинного тепла земли. Циркулирующие на больших глубинах нагретые до 100 С и выше так называемые термальные воды могут быть выведены на поверхность земли путем сверхглубокого бурения. Так, например, на Камчатке работает Паужетская геотермальная электростанция мощностью 5000 кВт, природным теплом отапливаются здания г. Махачкалы. [35]
Через республику проходит железнодорожная магистраль Ростов-Баку и федеральная автострада Кавказ, магистральный нефтепровод Грозный-Баку. В Махачкале действуют морские торговый и рыбный незамерзающие порты. В 15 км от Махачкалы расположен аэропорт. [36]
Теплоэлектроцентрали не являются последним словом теплоэнергетической техники. Наша страна располагает огромными запасами подземных горячих вод, выявленных на Камчатке, около Уфы, в Дагестанской АССР и в других районах. В г. Махачкале подземными горячими водами уже отапливается большой рабочий поселок Редукторный. В нем эксплуатируются уличные водоразборные колонки с горячей водой для населения. Теплоснабжение подземной горячей водой выгодно, себестоимость 1 мгкал составляет менее 2 руб., а при снабжении теплом от Махачкалинской ТЭЦ себестоимость 1 мгкал доходит до 50 руб. Полная теплофикация всей Махачкалы от горячих источников позволит сэкономить в год до 10 млн. руб. В настоящее время на Камчатке уже ведутся подготовительные работы к созданию мощных геотермических электростанций, которые снабдят дешевой энергией большой район. [37]