Cтраница 3
В условиях интенсификации производства большая доля производимого оборудования должна направляться для замены изношенных машин действующего парка. Поэтому в настоящее время и особенно в будущем достоверность величины потребности в оборудовании в значительной степени зависит от точности определения потребности на замену изношенных машин. А эта составляющая потребности в оборудовании, пожалуй, самая трудноопределимая. [31]
Правда, эта последняя составная часть содержит в себе на деле и присоединенный труд. Но со стороны стоимости труд этот равен нулю, так как в той части машин, в которой представлен присоединенный труд, не принимается в расчет труд, содержащийся в сырье и изношенных машинах; во второй части, возмещающей сырье, не принята в расчет та часть, которая возмещает новый труд и машины; следовательно, в третьей части, рассматриваемой со стороны стоимости, не содержится ни присоединенного труда, ни сырья; в этой части машин представлен только износ машин. [32]
Фабрикант, исчисляя свои издержки производства, а по ним и цену продуктов, включает в расчет снашивание орудий труда. Если, например, машина стоит ему 1000 марок и снашивается в течение десяти лет, то он ежегодно включает в цену товара по 100 марок, чтобы иметь возможность по прошествии десяти лет заменить изношенную машину новой. Точно так же в состав издержек производства простой рабочей силы должны входить и издержки на продолжение рода, дающие рабочему классу возможность размножаться и заменять потерявших трудоспособность рабочих новыми. Следовательно, снашивание рабочего принимается в расчет точно так же, как и снашивание машины. [33]
Фабрикант, исчисляя свои издержки производства, а по ним и цену продуктов, включает в расчет снашивание орудий труда. Если, например, машина стоит ему 1000 марок и снашивается в течение десяти лет, то он ежегодно включает в цену товара но 100 марок, чтобы иметь возможность по прошествии десяти лет заменить изношенную машину новой. [34]
Новой ( или отремонтированной) машине при кратковременных испытаниях свойственны высокие характеристики сопротивляемости деформации, являющиеся своего рода пределом упругости этих тел. При длительном ( по времени) нагружении новые и отремонтированные машины ведут себя по-разному вследствие различной скорости и различного соотношения приобретаемых при этом нагружении упругих и остаточных деформаций: новые машины больше изменяют свои характеристики в пределах упругих деформаций, а многие старые изношенные машины даже и при выполнении технического обслуживания и ремонта вместе со сменой недолговечных элементов характеризуются большей скоростью нарастания пластических деформаций, в то время как доля их упругих деформаций падает. [35]
Применение покрытий распыленным металлом дает значительные экономические выгодьг. Потеря металла от износа в пределах всего 1 - 2 % от веса делает ряд машин полностью непригодными к эксплуатации, в то время как один современный высокопроизводительный аппарат, наносящий покрытия распыленным металлом, способен восстанавливать в течение 1 года до 1000 т изношенных машин. При этом на восстановление таких машин требуется примерно до 50 т нового металла. [36]
Оба вида износа машин ( физический и экономический) ведут к уменьшению их первоначальной стоимости. Однако это не значит, что экономические последствия физического и экономического износа тождественны. Физически изношенная машина, впредь до ремонта ее, часто вообще не может дать продукции. Но любой экономический износ машины не препятствует ее использованию. Поэтому экономически изношенные машины могут быть использованы в течение известного времени в таких назначениях, для которых еще нехватает машин новейших конструкций. Кроме того, надо иметь в виду, что экономический износ действующих машин может устраняться посредством модернизации их. [37]
Нормы ( средние смазки для дизелей. [38] |
Для снижения среднего, годового расхода на см а з к у и о б т ир оч н ы и материал необходимо вести эксплоатацию дизеля на маслах соответственного качества, что не всегда соблюдается. Масло может гореть в цилиндрах, вызывая пригорание поршневых колец; мощность дизеля при этом снижается вследствие пропусков газа. Для сильно изношенных машин следует применять более густое цилиндровое масло, чем для дизелей, находящихся е хорошем состоянии. Воздушные компрессоры следует смазывать только компрессорным маслом. [39]
Для дальних перевозок лихтеры строят несамоходными грузоподъемностью до 10 тыс. т и более, которые передвигаются по морю путем буксирования их танкерами или сухогрузными судами. Этот способ применяется даже для океанских рейсов большого протяжения. В некоторых случаях лихтеры строят из старых танкеров с хорошо сохранившимся корпусом, снимая с них изношенные машины. [40]
Для общества, производящего при капиталистических условиях, товар не подешевел, новая машина не составляет никакого усовершенствования. Следовательно, капиталист нисколько не заинтересован в том, чтобы вводить новую машину. А так как введением ее в производство он только полностью обесценил бы свои старые, еще не изношенные машины и превратил бы их просто в железный лом, следовательно, потерпел бы прямой убыток, то он всячески будет воздерживаться от такой, с его точки зрения, глупости. [41]
Оба вида износа машин ( физический и экономический) ведут к уменьшению их первоначальной стоимости. Однако это не значит, что экономические последствия физического и экономического износа тождественны. Физически изношенная машина, впредь до ремонта ее, часто вообще не может дать продукции. Но любой экономический износ машины не препятствует ее использованию. Поэтому экономически изношенные машины могут быть использованы в течение известного времени в таких назначениях, для которых еще нехватает машин новейших конструкций. Кроме того, надо иметь в виду, что экономический износ действующих машин может устраняться посредством модернизации их. [42]
Последствия износа распиливающих наконечников. [43] |
Изношенные машины выбраковывают, ими нельзя проводить опрыскивание. Нарушение этого правила может привести к ущербу, значительно превышающему расходы на приобретение новой техники. За средний срок службы опрыскиватель распыливает химикаты на сумму, приблизительно в сто раз превышающую его стоимость. Вся сумма издержек по внесению гербицидов составляет примерно восьмую часть их стоимости. Именно поэтому нельзя расточительно расходовать дорогостоящие препараты, распыливая их изношенными машинами и рискуя при этом нанести ущерб возделываемым культурам. [44]
Десятки миллионов людей в нашей стране трудятся на фабриках и заводах, обрабатывают поля, перевозят грузы. Результаты их труда за определенный период времени, скажем за год, называются совокупным общественным продуктом. При социализме весь этот продукт принадлежит трудящимся. Но это не значит, ч го всю созданную за год продукцию можно распределить между членами общества. Прежде всего из созданного продукта в народном хозяйстве образуется фонд возмещения для возобновления израсходованного сырья и изношенных машин, с тем чтобы можно было продолжать производство и в будущем году. Оставшаяся после этого вычета часть общественного продукта называется национальным доходом. [45]