Cтраница 1
Дух человека находится над ним, словно звезда в небе. Люди сразу же определяют его и соединяются с ним, пока не образуется рай из мужчин и женщин, вдохновленных таким образом. [1]
Если дух человека стремится к добродетели, то человек расправляет свои члены и движет ими, он развивает и образует и формирует все в себе и вне себя согласно своему желанию. А если его дух пребывает в хорошем состоянии, то челввек должен это состояние ощущать всем своим существом. [2]
Если дух человека стремится к добродетели, то человек расправляет свои члены и движет ими, он развивает и образует и формирует все в себе и вне себя огласи скорму желанию. [3]
Если бы дух человека был похож, например, на минерал, то установление степеней развития этих основных духовных способностей и было бы описанием индивидуального характера. Но на самом деле дух непрерывно развивается и растет, приспособляется и обогащается новыми приобретениями; его первоначальный склад сильно изменяется с течением времени. А так как по большей части нас интересует характер взрослого - мужчины или женщины, то мы должны анализировать как природные, так и приобретенные способности. [4]
Как мы говорили, дух человека постоянно путешествует по точкам привязки. У некоторых людей он ежедневно повторяет один и тот же путь, у других он все время ищет новые места. [5]
Точно также представление о состоянии духа человека в момент его рождения есть гипотеза, относящаяся к числу научных гипотез второго рода); это представление, не имеющее основания в фактах, но полезное для объяснения дальнейших стадий развития духа. Гипотетически же представляем мы себе и духовные свойства других людей и животных: а именно, мы истолковываем их внешние проявления по аналогии с нашим личным оптом. [6]
Древние философы высоко отзывались и о духе человека. [7]
Еще более тонким и сложным образованием является дух человека. Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа для душевного. Духовная оболочка есть особое структурное образование, особая часть человеческого существа, она отделяет Духочело-века от единого духовного мира, делает его самостоятельным духовным существом. Внутри этой духооболочки живет Духочеловек. Духовное существо человека проявляет себя в мышлении. [8]
Мотив Лукреция учить великому знанию, стараясь дух человека извлечь из тесных тенет суеверий, был очень близок и созвучен е идеями гуманистов Возрождения. Поэма Лукреция несла с собой великую идею атомизма и сильно содействовала тому, что эта идея восторжествовала в XVII и XVIII вв. [9]
Современная технология - освобождая дух человека от гнета древних житейских забот - является слугой, а не хозяином наших убеждений. [10]
Приводим здесь некоторые из прежних определений и делений духа. Рид говорит: под духом человека мы разумеем то. Очевидно, это - определение посредством деления, которое в одно и то же время и неполно, и имеет лишние члены: неполнота его состоит в том. Таким образом, Рид в своей классификации различает в духе, в сущности, только умственные и активные ( деятельные) элементы. Недостающий в его классификации отдел чувств отчасти отнесен им к умственным способностям ( а именно, там мы находим эстетические ощущения и эмоции), а отчасти рассматривается в активных способностях, в числе которых у Рида описываются все доброжелательные и зложелательные эмоции. [11]
Усмотрение этого основного дуализма между благодатью и законом имеет существенное значение для понимания природы общественной жизни. Та двойственность, которая поражает нравственный дух человека при наблюдении общественной жизни, болезненно ощущается им как некая ненормальность и несовершенство и является источником постоянных его стремлений к общественной реформе, двойственность между холодной объективностью, равнодушием к человеческой личности, абстрактной общностью, внешне предметным характером государственно-правовой и общественной структуры человеческого бытия, с одной стороны, и интимностью, жизненностью, неповторимой индивидуальностью его личной жизни и личных отношений - с другой - эта двойственность имеет свой последний корень во внутренней жизни самого человека - в непреодолимом дуализме благодати и закона, имманентной и трансцендентной нравственной жизни. [12]
Боаса, такими как Рут Бенедикт ( 1887 - 1948) и АЛ. Боаса, что дух примитивного человека не отличается от духа человека цивилизованного, и что одни и те же ментальные процессы одинаково применимы к разным трактовкам общественной реальности и к различному опыту. Малиновский получает свое минимальное определение культуры: Культура - это интеграл, составленный из частично самостоятельных, частично координируемых институтов. Малиновского противостоит и инструменталистскому ( культура это средство), и биологическому ( примат отдается человеческим потребностям), а также и культуралистическим аспектам определения культуры как энтитета sui generis, связанные с чем идеи мы находим в исследованиях А.Л. Кре-бера, К. [13]
Такой нравственной мелодии во взаимоотношениях с людьми, и особенно с молодежью, порой недостает руководителю. Он как бы страшится оторваться от своих земных забот и реальных условий производства, забывая, что нравственная культура личности не только обусловлена жизненными обстоятельствами, она зависит от величия духа человека, от его способности проникнуть в духовность грядущего времени. [14]
Поэтому можно сказать, что философский поиск всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и одушевляется ими, но и сам вновь и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека. Другими словами, те, кто занимаются философией, тем самым принимают на себя ответственность и перед своими современниками, и перед философами прошлого за то, чтобы никогда не угасал Гераклитов огонь, символизирующий беспокойное, дерзновенное стремление к истине, очищающей и укрепляющей дух человека и общества. [15]