Cтраница 1
Православное духовенство высшее и низшее, его богатство и, доходы. [1]
С другой же стороны материально необеспеченному и приниженному Православному духовенству трудно было бороться с сильными мира сего. К тому же и само духовенство в своей массе неясно понимало вред пьянства. [2]
Вместе с тем многие представители православного духовенства на временно оккупированной врагом территории сотрудничали с фашистами. [3]
Крае, а значит, и роста численности православного духовенства. [4]
Члены Совета по выборам состояли из следующих групп: от православного духовенства - б; от академии наук и от университетов - 6; от земских собраний - 34, от дворянских обществ - 18; от торговли и промышленности - 12, от съездов землевладельцев неземских губерний - 22 ( из них 6 - от царства Польского), всего 98 человек; такое же количество членов ежегодно назначалось государей к присутствию в Государственном Совете. [5]
Мощный толчок секуляризации науки дали реформы Петра I как за счет ограничения идеологического всевластия православного духовенства внутри страны, так и за счет открытия русской науке возможности осваивать западноевропейский опыт. [6]
Проводя политику русификации, местные власти в Восточной Галиции весьма негативно относились к позиции русского православного духовенства в отношении объединения Галиции с Российской империей. [7]
В 1850 г. начался конфликт между Францией и Россией, поводом к которому послужили споры католического и православного духовенства относительно прав на Святые места в Иерусалиме. Николай I считал, что Франция, ослабленная внутренним брожением ( после 1848 г. здесь была провозглашена республика, однако в 1852 г. ее президент Луи Бонапарт объявил себя императором), не станет стремиться к войне. [8]
Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III21 марта 1762 г. Сделал он это с необычайной легкостью, во-первых, потому что секуляризация долго вызревала и плоду оставалось только упасть; во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения, и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважения к православному духовенству. [9]
В церковном отношении православное духовенство края было раздроблено между казанской и сибирской митрополиями. [10]
Нижняя палата или Государственное собрание состоит только из выборных членов ( министры и главноуправляющие заседают по праву в обеих палатах), именно: по 10 выборных от каждой из 34 земских губерний ( итого 340); по 8 выборных от 3 - х губерний с земскими учреждениями, но без дворянских учреждений ( итого 24); по 8 от 9 сев. Сибири; 30 от Кавказа; 15 от Средней Азии и Закаспийской области; 32 от Финляндии; 20 от больших городов ( Санкт-Петербург - 6, Москва - 5, Варшава - 3, Одесса - 2, Лодзь, Киев, Рига и Харьков - по одному); 10 от православного духовенства; по одному от католиков, лютеран, армян, магометан и евреев. Это Собрание выбирает исполнительный комитет из председателя, двух вицепред-седателей и 15 членов. Исполнительный комитет - учреждение постоянное; Собрание заседает лишь дважды в год, февраль - март; и октябрь - ноябрь. Заседания публичны или закрыты, по усмотрению Собрания. [11]
Наделение этим даром осуществляется через хиротонию ( рукоположение), от уже имеющих благодатное дарование иерархов, в ходе таинства священства. Цель таинства - возведение достойного христианина в сан, дающий право участия в богослужении и пастырской деятельности. Среди православного духовенства различаются три категории священнослужителей: диаконы, пресвитеры ( иереи) и епископы. [12]
По вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга, богослужение совершается на национальных языках. Установление Советской власти значительная часть православного духовенства встретила враждебно; в дальнейшем под давлением верующих духовенство встало на позиции лояльного отношения к Советской власти. В настоящее время, несмотря на традиционный консерватизм, православное духовенство пытается совместить религиозные догматы, сформировавшиеся в эксплуататорском обществе, с условиями социалистической действительности, примирить науку и религию. Эта деятельность православного духовенства в определенной степени содействует сохранению религиозных пережитков. СССР ежегодно теряет своих последователей, при этом отходят от религии не только рядовые верующие, но и представители православного духовенства. [13]
Русская революция должна осуществить это требование, как необходимую составную часть политической свободы. Русская революция поставлена в этом отношении в особо выгодные условия, ибо отвратительная казенщина полицейски-крепостнического самодержавия вызвала недовольство, брожение и возмущение даже в среде духовенства. Как ни забито, как ни темно было русское православное духовенство, даже его пробудил теперь гром падения старого, средневекового порядка на Руси. Даже оно примыкает к требованию свободы, протестует против казенщины и чиновнического произвола, против полицейского сыска, навязанного служителям бога. Мы, социалисты, должны поддержать это движение, доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства, ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией. Либо вы искренни, и тогда вы должны стоять за полное отделение церкви от государства и школы от церкви, за полное и безусловное объявление религии частным делом. [14]
Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, расположенные вдоль западной границы Российской империи и имевшие в силу этого важное для нее стратегическое значение, являлись вместе с тем регионами острых социальных, национальных и религиозных противоречий. Преследуя цель укрепления русского элемента в этих регионах, Столыпин поставил вопрос о введении в них органов земского самоуправления по образцу великорусских губерний. Но чтобы обеспечить в земствах больше мест русским помещикам и православному духовенству, решено было существенно понизить для них имущественный ценз. Из 9 западных губерний земства решено было ввести в трех белорусских ( Витебской, Минской, Могилевской) и трех западноукраинских ( Волынской, Киевской и Подольской) губерниях, поскольку в остальных трех литовских губерниях ( Виленской, Ковенской и Гродненской) было мало русских помещиков. Принятый Думой в 1910 г. закон был отвергнут Государственным советом, который выступал против расширения земского самоуправления в принципе. В марте 1911 г. Дума и Государственный совет были распущены на три дня, в течение которых земства в западных губерниях были введаиы царским указом. [15]