Cтраница 3
Сегодня все большее значение приобретает способность специалистов работать в команде, где тесно объединены две составляющие: материальная и духовная. Материальную составляющую представляют люди, объединенные в команду, духовную - идеология и психология. [31]
Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные идейные костюмы идея боженьки. Католический поп, растлевающий девушек ( о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете), - гораздо менее опасен именно для демократии, чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать, а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, осудить его ни один хрупкий и жалостно шаткий обыватель не согласится. [32]
В трудовом коллективе, в работе его партийной, профсоюзной, комсомольской организаций отражается вся жизнь общества - и экономическая, и политическая, и духовная. [33]
И если не было, судя по приведенным выше цифрам, голода и нищеты в физическом смысле этого слова, то, несомненно, была нищета духовная, отчаяние, тягостное ощущение заведомой ущербности своей жизни, отверженности, рождающих озлобле-ние против тех, кто жил иначе. [34]
С советского периода партийно-коммунистическая идеология относилась к национальной культуре народов осторожно: в ней воспринималась и подчеркивалась историческая ценность, но не художественная и тем более духовная, т.к. религия подверглась уничтожению взамен новой атеистической идеологии. [35]
Прежде чем попытаться разобраться в этом хаосе зададимся следующим существенным вопросом - какая из двух намеченных групп устремлений нашего переходного состояния главная, ведущая - политико-социальная или духовная, что должно сейчас вести нашу жизнь - сфера политико-экономическая, а духовная лишь сопровождать, оттенять, ограждать от крайностей, окультурировать ее или устремление духовные, а политика и экономика лишь реализовывать, подчиняться, определяться ею. [36]
Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством. [37]
Выделение собственно социальных идей в древности представляет большую сложность, так как религиозная и светская жизнь людей практически не разделялись и из-за страха перед божьим наказанием, и в силу существующих социальных отношений, при которых власть духовная была вершителем судеб, в том числе, и представителей высшего общества. Чаще всего мирская и религиозная власти объединялись в одном лице. Однако попытаемся все же провести границу между религиозными и светскими установлениями там, где возможно. [38]
Прежде чем попытаться разобраться в этом хаосе зададимся следующим существенным вопросом - какая из двух намеченных групп устремлений нашего переходного состояния главная, ведущая - политико-социальная или духовная, что должно сейчас вести нашу жизнь - сфера политико-экономическая, а духовная лишь сопровождать, оттенять, ограждать от крайностей, окультурировать ее или устремление духовные, а политика и экономика лишь реализовывать, подчиняться, определяться ею. [39]
Отмечая важное значение труда в создании матери-алйных благ, социальная доктрина церкви делает акцент на духовной созидательной функции труда. Духовная созида-т Цьная функция труда рассматривается в католическом социальном учении преимущественно под углом зрения восхождения человека к абсолюту Бога. [40]
Но культура - и духовная, и материальная - складывается еще и внутри самого народа, передается из поколения в поколение. [41]
Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям. Изменения в такой сложной сфере как духовная, открывали дорогу для деятельности Метра I. Его великие преобразования были бы невозможны без предшествующей им церковной реформы. [42]
Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговошющения и догмат искупления; Суть тринитарного догмата такова. Бог - не только личное существо, но и духовная СУЩНОСТЬ, он выступает в трех лицах ( ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в сноси сущности, равную в божественном достоинстве. [43]
Отсюда следует, что социологию нельзя ограничить одной из сфер общественной жизни, ибо круг ее интересов касается всех без исключения проблем бытия человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов, их деятельности, организации трудовой и повседневной жизни людей. Иначе говоря, и экономическая, и политическая, и духовная сферы также требуют социологического осмысления. [44]
Но экономическому развитию края способствует не только экономическая деятельность, но и духовная, культурная... Культурно сильная нация сильна и в экономической сфере... Но культурное развитие наций возможно лишь на национальном языке... Поэтому все те вопросы, которые связаны с родным языком, являются вопросами культурно-национальными. [45]