Индивидуальная душа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
В развитом обществе "слуга народа" семантически равен "властелину народа". Законы Мерфи (еще...)

Индивидуальная душа

Cтраница 2


Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности ( бога), к-рый неопределим, необусловлен и бескачествен. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Шанкары играло учение о психических состояниях ( авастха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, к-рое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу.  [16]

Первое из них - адвайта ( абсолютный не-дуализм), основателем к-рого был Шанкара ( 8 в. Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, к-рый неопределим, необусловлен и бескачествен. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Шанкары играло учение о психических состояниях ( ава-стха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, к-рое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в несколько большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта - с культом бога Вишну.  [17]

Мое тело функционирует как механизм и подчиняется всем законам природы. Мой непосредственный опыт, однако, утверждает, что я управляю действиями моего тела и могу предсказать их результат. Любой субъект рассматривает свое сознание, свою душу, как принадлежащую только ему. С другой стороны, почти каждый думает, что имеется столько различных душ, сколько различных тел. Щредин-гер считает последнее утверждение ошибочным. Он заканчивает свою книгу весьма туманными рассужд. Поэтому ( я не в состоянии понять его логику) существование индивидуальной души сохраняется после смерти. Взгляды Шредингерю являются смесью идеалистического монизма и дуализма, предложе иного в начале XVII века Декартом. По Декарту имеются две взаимодействующие сущности - умственная и физическая.  [18]

Аристотеля, а в произведении Образ жизни отшельника утверждал значение разума и доказывал, что духовное восхождение совершается не через мистич. Ибн Ро-шда ( Авер-роэса) из Кордовы ( 12 в. Согласно этому учению, индивид, разум не существует после смерти; бессмертие индивидуальной души, загробное воздаяние и воскресение - мифы; человек может достигнуть высших ступеней познания не путем аскетизма и мистич.  [19]

Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных уровней души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа - растительная - ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, то есть стремление достичь приятного и избежать неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей - рассуждением и мышлением. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь в очень малой степени. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о трех душах и вызванную стремлением объяснить возможность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.  [20]



Страницы:      1    2