Cтраница 2
Изучение итогов перевода предприятий на самофинансирование и нормативный метод распределения прибыли ( дохода) подтверждает нецелесообразность установления стабильных нормативов на пятилетку, поскольку финансовые отношения между хозяйством и бюджетом весьма сложны по своей природе, мобильны и уложить их в заранее определенные нормативы на длительный срок практически невозможно. Все это обусловливает и ставит в качестве практической задачи достижение стабильности установленного на год норматива отчислений от прибыли ( дохода) в бюджет и недопущение существенных отклонений в годовых планах от определенных на пятилетку с разбивкой по годам нормативов отчислений от прибыли ( дохода) в бюджет. Для этого, на наш взгляд, необходимо практически претворять в жизнь нормативные акты, направленные на стабилизацию условий финансово-хозяйственной деятельности предприятий. [16]
С 1979 г., когда был введен нормативный метод распределения прибыли, заинтересованность хозорга-нов во взыскании штрафов несколько усилилась, поскольку полученные суммы санкций увеличивали прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий. [17]
В настоящее время все большее применение находит нормативный метод распределения прибыли. В этом случае министерства на основе установленных им нормативов утверждают для подведомственных объединений и предприятий размеры прибыли, остающейся в их распоряжении, для осуществления расширенного воспроизводства, экономического стимулирования и других плановых затрат. Как правило, расчеты с бюджетом министерства или их промышленные объединения ведут централизованно. Величина нормативов должна устанавливаться на пятилетку по годам. [18]
Как показал опыт работы в условиях хозрасчета, нормативный метод распределения прибыли стимулирует предприятия к росту эффективности производства и отражает любые упущения в хозрасчетной деятельности предприятия. Вместе с тем воздействие экономических нормативов на хозяйственную деятельность нельзя рассматривать изолированно, его необходимо оценивать с учетом всех элементов хозяйственного механизма. [19]
Предприятия и организации, подведомственные министерствам, переведенным на нормативный метод распределения прибыли, плату за сверхнормативные непрокредитованные запасы материальных ценностей и неустановленное оборудование вносят в бюджет за счет прибыли, оставляемой в их распоряжении. Если план производства и прибыли выполнен с меньшей стоимостью фондов, чем предусматривалось планом, экономия по плате за производственные фонды остается в распоряжении предприятий и на эту сумму уменьшаются взносы платежей в бюджет. [20]
Рассмотрим вначале первую форму хозрасчета, в основе которой лежит нормативный метод распределения прибыли. [21]
Балансовая прибыль производственных объединений ( предприятий), переведенных на нормативный метод распределения прибыли используется таким образом. [22]
Порядок формирования и использования прибыли предприятия определен Типовым положением о нормативном методе распределения прибыли на 1988 - 1990 гг., утвержденным Минфином СССР. [23]
Предприятиям, производственным, промышленным объединениям и министерствам, переведенным на нормативный метод распределения прибыли, остающуюся в их распоряжении часть прибыли определяют по нормативам. Величина норматива устанавливается на пятилетку с разбивкой по годам и утверждается по предприятиям и объединениям соответствующим министерством, а министерству - Госпланом СССР и Министерством финансов СССР. Такой порядок распределения прибыли способствует усилению экономической ответственности министерств, объединений и предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности и повышению их заинтересованности в наиболее эффективном использовании материальных и финансовых ресурсов, увеличении средств, оставляемых в их распоряжении, в зависимости от улучшения конечных результатов хозяйственной деятельности при одновременном росте отчислений в государственный бюджет для финансирования общегосударственных затрат. [24]
Для министерств и производственных объединений ( предприятий), переведенных на нормативный метод распределения прибыли, размер сверхплановой прибыли, оставляемой в их распоряжении, определяется без учета прямых отчислений в фонды поощрения за счет экономии от снижения материальных затрат по сравнению с установленным лимитом. [25]
Балансовая прибы ль производственных объединений ( предприятий) не переведенных на нормативный метод распределения прибыли распределяется в следующем порядке. [26]
Важным направлением совершенствования системы экономического стимулирования является расширение границ применения и повышение действенности нормативного метода распределения прибыли. Преимущества его, как показывают первые итоги эксперимента, состоят, во-первых, в гарантированном, своевременном и полном выполнении обязательств коллектива перед государственным бюджетом, во-вторых, в более тесной увязке величины прибыли, оставляемой в распоряжении коллективов, от конечных результатов работы, повышения эффективности производства. [27]
В настоящее время разработано новое положение о порядке распределения прибыли - Типовое положение о нормативном методе распределения прибыли на XII пятилетку по объединениям и предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, утвержденное Минфином 3 марта 1987 г. Этим положением предусмотрено установление постоянных нормативов на отчисления из прибыли. [28]
Плановый уровень рентабельности производства рассчитывают по форме, приведенной в табл. 4.11. В плане предусматривается нормативный метод распределения прибыли предприятия. [29]
Несмотря на происходящий в последние годы рост доли национального дохода, распределяемой через бюджет, расширение применения нормативного метода распределения прибыли приводит к замедлению данного процесса. [30]