Cтраница 1
Екклесиаст рассуждает о постижении мудрости. [1]
Екклесиаст ( 1 4 - 6) так говорит о консервативности природного миропорядка: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. [2]
Книгу Екклесиаст ( по-еврейски 1 Кохелет; приблизительный перевод: Проповедник) традиция приписывает царю Соломону, с которым отождествляют предполагаемого автора, указанного в заголовке ( Еккл. [3]
По мысли Екклесиаста, человеку остается одно ( 2: 24): Нет лучше человеку, чем есть и пить и наслаждаться своим трудом. [4]
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета. [5]
Само собой понятно, что Екклесиаст далек от мысли отрицать бытие божье или значимость бога в жизни вселенной. Весь тот круговорот явлений, в который Екклесиаст вписывает человека, установлен, по его мнению, богом ( Еккл. Соответственно мысль о видимой бесцельности того, что происходит в мире, оборачивается мыслью о непознаваемости воли божества. Отсюда логически вытекает и заключение книги ( Еккл. Бога бойся и его веления блюди, ибо в этом весь человек, ибо каждое деяние бог приведет в суд, о всяком поступке решит, добро он или зло. Эти воззрения очень близки к идеям книги Иова. Ее сюжет не сложен. [6]
Библейская мудрость: Притчи, Екклесиаст, Иов, Премудрости Соломон и Сираха. [7]
Вероятно, полемической по отношению к Екклесиасту была книга Премудрости Соломона с предсказанием осуждения грешников на грядущем суде и восхвалением мудрости. [8]
В качестве иллюстрации давайте рассмотрим известную констатацию ( Екклесиаст, гл. [9]
Особое место среди Писаний занимают три взаимно дополняющие одна другую книги: скептическая - Екклесиаст, трагическая - Иов и наставительная, переполненная банальными поучениями - Притчи. Их объединяет общая тема: каков смысл человеческой жизни. [10]
В этом отрывке легко усмотреть прямую параллель с учением стоиков о многочисленности вечностей, из которых одна сменяет другую и одна точно повторяет другую. Жизнь, по Екклесиасту, исполнена внутренней закономерности, осуществление которой не зависит от воли людей ( Еккл. [11]
Само собой понятно, что Екклесиаст далек от мысли отрицать бытие божье или значимость бога в жизни вселенной. Весь тот круговорот явлений, в который Екклесиаст вписывает человека, установлен, по его мнению, богом ( Еккл. Соответственно мысль о видимой бесцельности того, что происходит в мире, оборачивается мыслью о непознаваемости воли божества. Отсюда логически вытекает и заключение книги ( Еккл. Бога бойся и его веления блюди, ибо в этом весь человек, ибо каждое деяние бог приведет в суд, о всяком поступке решит, добро он или зло. Эти воззрения очень близки к идеям книги Иова. Ее сюжет не сложен. [12]
Варианты акцентологические и произносительные в Словарь ( как правило) не включены. Однако приводятся слова, имеющие в языке варианты, зафиксированные на письме: флуорография и флюорография; Адриан, Андриан и Андриян; Экклесиаст и Екклесиаст; Язон и Ясон, а также варианты формообразовательные: грйбли - грабель и граблей; двигать - д-вйгаю н движу. [13]
Этот порядок, принятый в современных печатных изданиях, приближается, хотя и не точно ему соответствует, к расположению книг, имеющемуся в большинстве дошедших до нас рукописей, и резко отличается, особенно в третьем разделе ( Писания), от порядка, указанного талмудической традицией. Последняя ( Бава Батра, 14 б) предписывает следующий порядок книг в разделе Пророки: Иисус Навин, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иезекииль, Исайя и 12 малых пророков. Писания, согласно тому же источнику, должны были размещаться в такой последовательности: Руфь, Псалмы, Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь песней, Плач, Даниил, Есфирь, Ездра, Хроники. Обращает на себя внимание отсутствие в этом перечне книги Неемии. [14]
Здесь тоже ощущается прямая параллель стоическим представлениям, по которым мир управляется законом или судьбою. В этом заключается добродетель мудреца и его свобода. С точки зрения Екклесиаста, любая деятельность бессмысленна. Он говорит ( 1: 14): Видел я все дела, которые делаются под солнцем, и вот, все - суета и погоня за ветром. [15]