Cтраница 2
В целом конфессиональная картина Башкортостана к, 1917 г. была следующей: около 1 2 млн. человек исповедовали ислам суннитского толка, около 900 тыс. - православие, 100 тыс. - различные формы язычества, около 30 тыс. - старообрядчество и различные формы сектантства, около 1 5 тыс. - католицизм, около 1 2 тыс. - различные формы протестантизма ( в основном лютеранство и баптизм), около 800 человек - иудаизм. Первые два конфессиональных направления были признаны юридически полноправными и получали в той или иной мере поддержку губернских властей. Остальные были признаны де-факто, подвергаясь в большей ( язычество и секты) ил меньшей мере ( неправославное христианство) административному произволу и ограничениям. [16]
Население - 240 тыс. ( 1986 г.); 85 % - негры и мулаты, 15 % - белые. Распространены баптизм, англиканская церковь, католицизм. [17]
Из христианских таинств в баптизме остались только два обряда: крещения и причащение, которое называется хлебопреломление. Эти обряды осмысливаются приверженцами баптизма как символы духовного единения с Христом. Крещение рассматривается как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. [18]
Баптизм возник как радикально-протестантское бурж. Миссионерское об-во для насаждения баптизма в метрополии и колониях. [19]
В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге Деяния апостолов ( 2: 1 - 18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом и крещение Святым Духом. Они верят, что освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные объединения - - Церковь Бога, Ассамблеи Бога, Объединенная пятидесятническая церковь - распространены в США и Латинской Америке. С 1947 г. существует Всемирная пятидесятническая конференция. [20]
В Российскую империю баптизм проникает во второй половине XIX века первоначально на Украину, Прибалтику, Закавказье. В 70 - х годах в Петербурге появилось близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 году в связи с выходом указа о веротерпимости были созданы Со - юз баптистов и Союз евангелистов. В 1944 году произошло их объединение и создан Союз евангельских христиан - баптистов СССР. [21]
По ее учению, это означает, что человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Ритуал состоит в троекратном ( в православии) и единократном ( в баптизме) погружении младенца в купель, в обливании ( католичество, лютеранство и др.), миропомазании, надевании на них крестика; допускается К. [22]
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - принцип отношения к религии, противостоящий и религ. России официально различались вероисповедания: первенствующее и господствующее ( православие), покровительствуемые ( католичество, лютеранство, реформатство, армяно-григориан-ство, иудейство, мусульманство, ламаизм), признаваемые ( баптизм, меннонитство, гернгутерст-во), терпимые ( нек-рые секты и старообрядч. [23]
Они не возвышаются до борьбы за торжество социальной справедливости, за уничтожение эксплуатации человека человеком и потому насквозь фальшивы. Ими воспитываются в людях лишь мелкобурж. Все это превращает баптизм в условиях капиталпстич. [24]
Проханова), толстовской мирно-анархической проповедью ( Д. В. Зайцев), приспособлением молоканства к баптизму. [25]
Не признавая обрядности католицизма ( и православия ], баптизм делает весь упор на внутр. Библии божеств, откровением п сохраняют все осн. Моральная проповедь баптизма требует от его последователей приносить все свое свободное время в жертву богу и видеть смысл жизни в до-сгижеппи вечного блаженства за гробом. Широко пропагандируемые в баптизме доброе по-зедеппе ( отказ от злоупотребления спиртпымп паппткамп, от курения, сквернословия1) и человеколюбие не выходят за рамки чисто бурж. [26]
Баптизм является одним из самых распространенных конфессий протестантизма. Его последователи проживают в более чем 130 странах мира. Наиболее крупные организации баптистов существуют в США. В этой стране баптизм пользуется огромным влиянием. [27]
Не признавая обрядности католицизма ( и православия ], баптизм делает весь упор на внутр. Библии божеств, откровением п сохраняют все осн. Моральная проповедь баптизма требует от его последователей приносить все свое свободное время в жертву богу и видеть смысл жизни в до-сгижеппи вечного блаженства за гробом. Широко пропагандируемые в баптизме доброе по-зедеппе ( отказ от злоупотребления спиртпымп паппткамп, от курения, сквернословия1) и человеколюбие не выходят за рамки чисто бурж. [28]
Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с богом, без посредников. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. Это положение можно трактовать как отрицание предпринимательства, а прибыль понимать как признак служения Мамоне, то есть богатству, алчности, а не Христу. Однако протестантизм доказал, что, стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. [29]
Рабочие шли к нам самотеком, точно на заводах нас давно ждали. Молодые и неопытные руководители, мы скоро стали захлебываться в вызванном нами движении. Преобладали рабочие высокой квалификации, недурно зарабатывавшие. Стачками эти рабочие не интересовались, они искали правды социальных отношений. Рабочие просто отходили от православия, баптизм становился для них коротким этапом на революционном пути. [30]