Cтраница 1
Диалектика общего, особенного и единичного, позволяющая исследовать механизм взаимосвязи общества, социальной группы и отдельных индивидов в системе социально-управленческих отношений. [1]
Четкое понимание диалектики общего и особенного в развитии хозяйственного механизма, умение эффективно сочетать общие принципы социалистического хозяйствования с учетом исторической специфики - одно из важнейших методологических требований как при изучении, так и при совершенствовании хозяйственного механизма. [2]
Если теперь посмотреть на диалектику общего и особенного в свете этого движения материи, то нетрудно заметить, что общее и особенное здесь связаны уже не просто с различными сторонами или моментами материальных образований, но с различными формами движения материи, которые имеют место в этих материальных образованиях и которые соотносятся друг с другом как низшая и высшая формы. Каждая высшая форма движения материи содержит в себе в преобразованном виде низшую, а поэтому и имеет с ней много общего. Но эта общность иная, чем общность в рамках одной и той же формы движения материи, в рамках одной и той же стадии развития. Эта общность преломляется через специфику высших форм движения и может быть понята лишь как звено, связующее низшее с высшим, как преобразованный момент в содержании высшего. [3]
Чехословакии, является глубокое рассмотрение диалектики общего и особенного в период перехода от капитализма к коммунизму. [4]
Важное место в познании экономических процессов принадлежит строгому соблюдению диалектики общего, особенного ч единичного. И развитии общественного производства всегда есть некие общие черты, присущие производству как таковому, безотносительно к его социально-экономической структуре. [5]
Это прежде всего относится к ленинской теории отражения, к разработке Лениным диалектики общего и единичного, внутреннего и внешнего, субъекта и объекта, сущности и явления, формы и содержания, без к-рой невозможно понять сущность эстетического и характер художеств, образа. В статьях о Толстом Ленин дал пример диалектич. [6]
Чтобы лучше уяснить это соотношение, важно рассмотреть его с точки зрения диалектики общего и особенного. [7]
Поэтому с позиций диалектического материализма основой научного решения проблемы взаимосвязи наук, определения предмета науки является учет связи моментов единства и качественного различия, диалектики общего, особенного и единичного. [8]
Четвертым императивом принципа историзма выступает требование выделять этапы ( стадии, фазы, периоды) развития предмета, устанавливать их естественную последовательность и выявлять диалектику общего и единичного в этом процессе. [9]
Он предпринял попытку представить мир взаимосвязанным целым на базе признания единой основы мира ( субстанции, бога, природы) как причины, самой себя ( causa sui) и раскрыть диалектику общего и отдельного в учении о деятельной субстанции как причине самой себя. [10]
Основные черты научно-технического прогресса, его социальные последствия в целом не могут быть равнозначными в капиталистических и социалистических странах. Анализ этих различий выдвигает на первый план диалектику общего и особенного применительно к НТР. Общее в данном случае выступает как отражение самого процесса внутри естествознания и техники, как революция в науке и технике. К общему, в частности, относятся изменения в профессиональном составе рабочего класса, интеллектуализация труда работников материального производства, связанная с комплексной механизацией и автоматизацией. [11]
Рассмотрим основные черты революции, порождающей и формирующей государство и право диктатуры пролетариата. Эти черты имеют исключительно важное значение для понимания диалектики общего и особенного в возникновении социалистического государства и права в разных странах, а также сущности и роли этих государств и соответствующих им правовых систем. [12]
Второй подход может быть определен как диалектико-логи-ческий. Он позволяет избежать указанных противоречий, связанных с делением людей на личности и неличности, что, как видим, трудно совмещать с гуманизмом, социальным равенством и социальной справедливостью. В этом случае личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследст-вии чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте. [13]
Значительный интерес представляет в этой связи вопрос о взаимосвязи законов разной степени общности. На этот вопрос есть два альтернативных ответа: 1) действие общих законов проявляется в специфических законах; 2) общие законы действуют самостоятельно наряду со специфическими. Первое решение вопроса представляется более приемлемым, если исходить из диалектики общего и особенного. Общее не существует наряду с отдельным и единичным, а проявляется в них, как отдельное и особенное не существует вне связи с общим. Аналогичным образом и действие общих законов проявляется в действии частных, а не помимо них. Трудно, например, допустить существование в сфере общественной жизни наряду с законом противоречия между трудом и капиталом, законом соответствия производительных сил и производственных отношений еще и некоторого абстрактного закона противоречия. Все противоречия общественного развития выступают как конкретные формы проявления действия всеобщего закона диалектического противоречия. Реальность существования общего закона и определяется его неразрывной связью с реальностью действия специфических, частных законов. [14]
Ленин, неизмеримо возрастает роль субъективного фактора историч. Такой союз представляет необходимое условие победы и предпосылку перерастания буржуазно-демо-кратич. Ленин раскрывает диалектику общего и отдельного, абстрактного и конкретного, части и целого, формы и содержания в обществ, развитии. [15]