Cтраница 1
Субъективная диалектика отражает диалектику объективную. В основании материалистической теории познания лежит признание объективной истины. Доказательство объективной значимости идеи или теории достигается путем сличения их с объектом мысли в процессе практического овладения предметом или изменения действительности в соответствии с идеей или теорией. [1]
Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. В магнетизме начинается полярность; она здесь обнаруживается у одного и того же тела; в электричестве же она распределяется между двумя или несколькими телами, приходящими во взаимное напряжение. Все химические процессы сводятся к явлениям химического притяжения и отталкивания. Наконец, в органической жизни образование клеточного ядра надо рассматривать тоже как явление поляризации живого белкового вещества, а теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложнейшего растения, с одной стороны, и до человека - с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления. При этом обнаруживается, как мало применимы к подобным формам развития такие категории, как положительное и отрицательное. [2]
Так называемая объективная диалектика царит во всей арироде, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. В магнетизме начинается полярность; она здесь обнаруживается у одного и того же тела; в электричестве же она распределяется между двумя или несколькими телами, приходящими во взаимное напряжение. Все химические процессы сводятся к явлениям химического притяжения и отталкивания. Наконец, в органической жизни образование клеточного ядра надо рассматривать тоже как явление поляризации живого белкового вещества, а теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложнейшего растения, с одной стороны, и до человека - с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления. При этом обнаруживается, как мало применимы к подобным формам развития такие категории, как положительное и отрицательное. [3]
Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. В магнетизме начинается полярность; она здесь обнаруживается у одного и того же тела; в электричестве же она распределяется между двумя или несколькими телами, приходящими во взаимное напряжение. Все химические процессы сводятся к явлениям химического притяжения и отталкивания. Наконец, в органической жизни образование клеточного ядра надо рассматривать тоже как явление поляризации живого белкового вещества, а теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложнейшего растения, с одной стороны, и до человека - с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления. При этом обнаруживается, как мало применимы к подобным формам развития такие категории, как положительное и отрицательное. [4]
Изучение процесса научного открытия составляет предмет диалектической логики, или, как ее называл иногда Энгельс, субъективной диалектики, в отличие от объективной, присущей самой природе. [5]
Критикуя гегелевский идеализм, он показал, что субъективная диалектика, движение человеческого мышления является отражением объективной диалектики развития природы и общества. Энгельс раскрыл основные законы и систему категорий материалистической диалектики; разработал важнейшие проблемы теории познания и среди них вопросы о соотношении абсолютной и относительной истины, о практике как основе, источнике и критерии истинности знаний; наметил отправные идеи теории отражения, развитые впоследствии Лениным в стройное учение. С позиций материалистической диалектики Энгельс рассмотрел ряд фундаментальных проблем естественных и общественных наук - таких, как сущность, происхождение и развитие жизни, соотношение экономики и политики, роль насилия в истории, возникновение классов и государства, сущность морали и права как элементов надстройки, соотношение свободы и необходимости, происхождение и сущность религии и многие другие вопросы. [6]
Он считает, что именно сторонники диалектического материализма делают подобный непозволительный перенос субъективной диалектики на объективный мир, почему и учение о противоречивости вещей, об их диалектическом развитии им объявляется ложным. Но это далеко не так. [7]
Принцип развития служит теоретическим основанием картины природы, одновременно выступая элементом ее конструкции. Развитие анализируется как принцип, который есть не простое начало, это начало, являющееся основанием, сущностью. Иначе говоря, принцип развития и лежит в основании картины природы, и выступает как методологическое начало, выражая в этом двуединстве взаимосвязь объективной и субъективной диалектики. Он, как диалектика объективного и субъективного, не отдает предпочтения ни экстернализму, ни интернализму: два его компонента тесно переплетаются и взаимопереходят в друг друга. Вместе с тем ведущей стороной является та, которая отражает природный мир, распредмечивая такие объективно обусловленные факторы природы, как всеобщую связь, неисчерпаемость, симметричность, структурность и многие другие. В формировании научной картины природы выделенные основания объективного и субъективного не только характеризуют развитие, но и формируются как самостоятельные принципы, отражающие объективный мир, и принципы методологии познания, логики. [8]
Объективный - принадлежащий объекту или определяющийся им. В применении к реальным объектам это понятие означает, что предметы, свойства и отношения существуют вне и независимо от нас. Примененное к представлениям, понятиям или суждениям, оно указывает источник нашего знания, его материальную основу. Субъективная диалектика отражает диалектику объективную. В основании материалистической теории познания лежит признание объективной истины. Доказательство объективной значимости достигается путем сличения идеи или теории с объектом мысли в процессе практического овладения предметом, или изменения действительности в соответствии с идеей или теорией. [9]
Объективный - принадлежащий объекту или определяющийся им. В применении к реальным объектам это понятие означает, что предметы, свойства и отношения существуют вне и независимо от нас. Примененное к представлениям, понятиям или суждениям, оно указывает источник нашего знания, его материальную основу. Субъективная диалектика отражает диалектику объективную. В основании материалистической теории познания лежит нризнание объективной истины. Доказательство объективной значимости достигается путем сличения идеи или теории с объектом мысли в процессе практического овладения предметом, или изменения действительности в соответствии с идеей или теорией. [10]
Объективный - принадлежащий объекту или определяющийся им. В применении к реальным объектам это понятие означает, что предметы, свойства и отношения существуют вне и независимо от нас. Примененное к представлениям, понятиям или суждениям, оно указывает источник нашего знания, его материальную основу. Субъективная диалектика отражает диалектику объективную. В основании материалистической теории познания лежит признание объективной истины. Доказательство объективной значимости достигается путем сличения идеи или теории с объектом мысли в процессе практического овладения предметом, или изменения действительности в соответствии с идеей или теорией. [11]
ОБЪЕКТИВНЫЙ - принадлежащий объекту или определяющийся им. В применении к реальным объектам это понятие означает, что предметы, свойства и отношения существуют не и независимо от нас. Примененное г представлениям, понятиям или суждениям, оно указывает источник нашего знания, его материальную основу. Субъективная диалектика отражает диалектику объективную. В основании материалистической теории познания лежит признание объективной истины. Доказательство объективной значимости идеи пли теории достигается путем сличения их с объектом мысли в процессе практического овладения предметом или изменения действительности в соответствии с идеей или теорией. [12]
Внутри отдельных рубрик материалы расположены также по тематическому принципу. Сначала даются фрагменты, посвященные более общим вопросам, а затем - относящиеся к частным. В отделе Из истории науки фрагменты расположены в исторической последовательности: от зарождения наук у древнейших народов до современников Энгельса. В отделе Диалектика сначала даются заметки, посвященные общим вопросам и основным законам диалектики, а затем - заметки, относящиеся к так называемой субъективной диалектике. Каждый отдел заканчивается по возможности такими фрагментами, которые служат переходом к следующему отделу. [13]
Внутри отдельных рубрик фрагменты расположены также по тематическому принципу. Сначала даются фрагменты, посвященные более общим вопросам, а затем фрагменты, относящиеся к более частным вопросам. В отделе Из истории науки фрагменты расположены в исторической последовательности: от зарождения наук у древнейших народов до современников Энгельса. В отделе Диалектика сначала даются заметки, посвященные общим вопросам диалектики и основным законам диалектики, а затем - заметки, относящиеся к так называемой субъективной диалектике. Каждый отдел заканчивается по возможности такими фрагментами, которые служат переходом к следующему отделу. [14]
Для теоретической медицины, стремящейся понять и выразить наиболее общие закономерности здоровья и болезни, важной является проблема взаимодействия объективного и субъективного в диагностике болезней. Философские категории объективное и субъективное - одни из наиболее емких и фундаментальных. Они выступают как гносеологические характеристики знания и специфические человеческие формы отражения реальной действительности. Любое знание о явлении, процесс одновременно и объективный и субъективный: объективность знания не исключает его субъективности. Субъективная диалектика отражает объективную диалектику, диалектику природы и общества. Основу субъективной диалектики составляет объективная диалектика. [15]