Субъективная диалектика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Ты слишком много волнуешься из-за работы. Брось! Тебе платят слишком мало для таких волнений. Законы Мерфи (еще...)

Субъективная диалектика

Cтраница 2


Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взвимообусловлен-ности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами, возникающими в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики.  [16]

Для теоретической медицины, стремящейся понять и выразить наиболее общие закономерности здоровья и болезни, важной является проблема взаимодействия объективного и субъективного в диагностике болезней. Философские категории объективное и субъективное - одни из наиболее емких и фундаментальных. Они выступают как гносеологические характеристики знания и специфические человеческие формы отражения реальной действительности. Любое знание о явлении, процесс одновременно и объективный и субъективный: объективность знания не исключает его субъективности. Субъективная диалектика отражает объективную диалектику, диалектику природы и общества. Основу субъективной диалектики составляет объективная диалектика.  [17]

Канта до Гегеля), подвергает критике мистифицированную, идеалистнч. Гегеля, подчеркивает роль трех великих открытий в естествознании ( закон сохранения и превращения анергии, оргапич. Энгельс дает определение диалектики и перечисляет ее осн. Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления.  [18]

Канта до Гегеля), подвергает критике мистифицированную, идеалистнч. Гегеля, подчеркивает роль трех великих открытий в естествознании ( закон сохранения и превращения анергии, оргапич. Энгельс дает определение диалектики и перечисляет ее осн. Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления.  [19]

Он поставил во главу угла своей философии принцип тождества диалектики, логики и теории познания, понимая это тождество идеалистически. Гегель превращал духовное ( мышление) в первоначало всего существующего, в нечто объективное, а предметный мир оказывался у него лишь ограниченным воплощением развивающегося духа. Следовательно, мир, с точки зрения Гегеля, развивался по законам мышления; законы развития объективного мира ( его диалектика) были тождественны законам логики. Поскольку мировой дух, по Гегелю, в процессе своего движения одновременно раскрывал свое содержание, познавая самого себя, то законы развития мирового духа были вместе с тем и законами познания, а категории логики выступали как ступени развития познания. Таким образом, объективная диалектика ( развитие внешнего мира) и субъективная диалектика ( развитие познания, мышления) в гегелевской философии совпадают, но так, что основой оказывается субъективная диалектика.  [20]

Он поставил во главу угла своей философии принцип тождества диалектики, логики и теории познания, понимая это тождество идеалистически. Гегель превращал духовное ( мышление) в первоначало всего существующего, в нечто объективное, а предметный мир оказывался у него лишь ограниченным воплощением развивающегося духа. Следовательно, мир, с точки зрения Гегеля, развивался по законам мышления; законы развития объективного мира ( его диалектика) были тождественны законам логики. Поскольку мировой дух, по Гегелю, в процессе своего движения одновременно раскрывал свое содержание, познавая самого себя, то законы развития мирового духа были вместе с тем и законами познания, а категории логики выступали как ступени развития познания. Таким образом, объективная диалектика ( развитие внешнего мира) и субъективная диалектика ( развитие познания, мышления) в гегелевской философии совпадают, но так, что основой оказывается субъективная диалектика.  [21]

Идеальное воспроизведение предмета предполагает тождество формы мышления как формы деятельности разума с формой объекта, с формой бытия ( об отношении действительного и постигнутого в понятиях мира см. К. Энгельс ставил в заслугу классич. Вот почему диалектика и есть т е о р и я познания ( Гегеля и) марксизма... Остается еще проблема гарантии всеобщности и отыскания способа исследования всеобщих форм как таковых. Однако это должна быть такая особая форма, вся особенность к-рой как раз и состоит в активном обнаружении универсальности этих законов. Такую форму образуют категории человеч. Поскольку выполнением этих своих функций категории всецело обязаны своему совпадению со всеобщими законами бытия, материальной действительности, постольку через изучение функционирования филос. Поэтому объективная и субъективная диалектика, диалектика и теория познания совпадают не только друг с другом, но также с учением о категориях, образуя единую собственно филос.  [22]



Страницы:      1    2