Cтраница 2
В годы Великой Отечественной войны КПСС, творчески применив марксистскую диалектику в военном деле, к военной теории и практике, развила марксистско-ленинскую военную науку, к-рая неизмеримо превосходит все бурж. [16]
Непрерывное превращение элементов друг в друга является выразительным подтверждением известного тезиса марксистской диалектики о непрерывном развитии как одной из главных особенностей материи. Непрерывное изменение присуще материи уже на атомной градации материи - независимо от того, входит ли данный атом в состав неорганической или органической молекулы. [17]
На примере анализа разряда конденсатора на катушку мы наблюдаем действие закона марксистской диалектики о переходе количественных изменений в коренные качественные изменения. Незначительное количественное изменение активного сопротивления цепи приводит в конечном счете к коренному качественному изменению характера физических процессов в ней, цепь превращается в колебательный контур. [18]
Непрерывное превращение элементов друг в друга является выразительным подтверждением известного тезиса марксистской диалектики о непрерывном развитии как одной из главных особенностей материи. Непрерывное изменение присуще материи уже на атомной градации материи - независимо от того, входит ли данный атом в состав неорганической или органической молекулы. [19]
Категории материалистической диалектики, Свердловск, 1957; Бегиашвили А. Ф., О категориях марксистской диалектики в 1 томе Капитала К. [20]
В Философских тетрадях Ленин рассмотрел широкий круг философских проблем, уделив особенное внимание вопросам марксистской диалектики. [21]
Величайшим вкладом Ленина в развитие марксистской философии являются его Философские тетради, где разработаны такие важнейшие проблемы марксистской диалектики, как единство, тождество диалектики, логики и теории познания; противоположность диалектич. В своих произведениях Ленин дает классич. [22]
И действительно, на примере современной физики мы особенно отчетливо видим, как развитый Лениным научный метод марксистской диалектики освещает и пройденный путь и предстоящие перспективы. [23]
Первое из них состоит в указании па то, что непосредственным может быть лишь начало познания, лишь ощущение, в к-ром - при редукции познания в прошлое - марксистская диалектика видит источник всякого возможного знания: Понятие не есть нечто непосредственное... [24]
В ней действуют диалектические закономерности, но совсем не такие, как у Гегеля, диалектика которого телеологична. Марксистская диалектика, считает Альтюсер, отличается от гегелевской не просто материалистическим переворачиванием ( что лишь заменяет телеологизм на фаталистический экономический детерминизм), а самой своей структурой, и прежде всего иным пониманием целостности и ее внутренних связей. Общество - это изначально сложное структурированное целое, которое может развиваться лишь в результате взаимодействия всех его сфер. Только при условии такой сверхдетерминации, прежде всего со стороны политики и идеологии, может разрешиться основное экономическое противоречие. [25]
Известно, что смысл общих категорий науки состоит не просто в том, что они являются сокращенной, кодовой записью многих частных явлений и ситуаций или же упрощают, упорядочивают необозримое разнообразие первичной информации - технической, экономической, социальной. Марксистская диалектика учит, что общие категории выражают определенный аспект, определенный срез объективной действительности, который обладает относительной самостоятельностью, независимостью, ценностью и должен подвергаться поэтому самостоятельному анализу. [26]
Исследует проблемы марксистской диалектики, в особенности категории содержание и форма, закон отрицания отрицания. [27]
В XX столетии философское осмысление мирового исторического процесса наиболее адекватную форму получило именно в ленинизме. Творчески применяя марксистскую диалектику к анализу новых исторических условий, теоретически обобщив мировую общественную практику и новейшие научные открытия, Ленин обогатил все составные части марксизма, открыл новый этап в его развитии. Ленинизм - марксизм нашей эпохи, марксизм, развитый Лениным и его соратниками, развиваемый КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями, учениками и последователями Ленина. [28]
Ленин развил марксистскую идею гегемонии пролетариата и учение о союзниках рабочего класса в революц. Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и ма-териалистич. Марксом и Энгельсом в философии, Ленин особо подчеркнул методологич. [29]
Неправильность этого довода очевидна. Разумеется, основное положение марксистской диалектики состоит в том, что все грани в природе и в обществе условны и подвижны, что нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность. Национальная война может превратиться в империалистскую и обратно. Пример: войны великой французской революции начались как национальные и были таковыми. [30]