Cтраница 1
Естествоиспытатели, изучающие природу ( в том числе и химики-органики), по характеру своей деятельности объективно вынуждены бъши отвергать идеалистические концепции, так как такие взгляды противоречили фактам, наблюдаемым ими в природе, противоречили свойствам материи. [1]
Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. [2]
Естествоиспытатели, говоря о неуничтожимости силы, выражают эту мысль несовершенным образом. Чисто количественное выражение Декарта тоже недостаточно: движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи, неуничтожимо, как и сама материя - эта формулировка включает в себя количественную сторону дела. Значит, и здесь естествоиспытатель через двести лет подтвердил философа. [3]
Естествоиспытатель описывает мир как он есть. В его мире нет надо и хорошо. Поскольку в - мире людских взаимоотношений эти слова существуют, то исследователь будет пытаться их объяснить, то есть доказать, что нужные и хорошие поступки являются такими же логическими следствиями определенных взаимоотношений между людьми и людьми и средой, как и движение спутника по заданной орбите является следствием всемирного тяготения. [4]
Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они некритически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которым господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох прослушанных в обязательном порядке университетских курсов по философии ( которые представляют собою не только отрывочные взгляды, но и мешанину из воззрений людей, принадлежащих к самым различным и по большей части к самым скверным школам), либо из некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений - то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругают философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений ( Курсив мой. [5]
Естествоиспытатели не пророки, а науку стремятся сделать пророчествующею. Когда алхимики трудились над первым запасом химических знаний, уже можно было предвидеть, что знание накопляется, подвергается обработке, приводится в систему, - что готовится новая наука, которая приведет человечество к победе над силами природы. Так в новейшее время строится метеорология. Правительства всех стран понимают это и не жалеют расходов на учреждение метеорологических станций; у нас в России их много. Земства, в интересах сельского хозяйства, начинают интересоваться тем же делом. [6]
Естествоиспытатель, работая над своей проблемой, сталкивается с необходимостью решить какую-то математическую задачу, формулируемую в виде алгебраического или дифференциального уравнения, и приносит ее математику. Тот решает задачу и отдает полученное решение в виде готовой формулы естествоиспытателю. Математика не должно интересовать, откуда взялась задача и для чего послужит его решение. Ему не следует заглядывать в лабораторные журналы, куда записывают результаты экспериментов. Представление о том, что специализация науки зашла весьма далеко и взаимопонимание возможно лишь между членами одной и той же корпорации, заранее обрекало на неудачу всякую попытку заняться не своим делом. [7]
Естествоиспытатели, как свидетельствуют приведенные факты, используют понятие гомологии для обозначения развития материи путем перехода количественных изменений в качественные, когда на высшей стадии развития повторяются черты низших, исходных форм. [8]
Естествоиспытатели того времени развивали свои взгляды в рамках механической картины мира и могли только догадываться о роли внутренней механики атомов и частиц ( выражение Менделеева) в изучении вещества. [9]
Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они некритически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которым господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох прослушанных в обязательном порядке университетских курсов по философии ( которые представляют собой не только отрывочные взгляды, но и мешанину из воззрений людей, принадлежащих к самым различным и по большей части к самым скверным школам), либо из некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений, - то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений. [10]
Естествоиспытатели, говоря о неуня-чтожимости силы, выражают эту мысль несовершенным образом. Чисто количественное выражение Декарта тоже недостаточно: движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи, неуничтожимо, как и сама материя, - эта формулировка включает в себя количественную сторону дела. Значит, и здесь естествоиспытатель через двести лет подтвердил философа. [11]
Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее ( стр. [12]
Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее ( стр. [13]
Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от л философии, когда игнорируют или бранят ее. [14]
Естествоиспытатели, говоря о неуни-чтожимости силы, выражают эту мысль несовершенным образом. Чисто количественное выражение Декарта тоже недостаточно: движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи, неуничтожимо, как и сама материя, - эта формулировка включает в себя количественную сторону дела. Значит, и здесь естествоиспытатель через двести лет подтвердил философа. [15]