Cтраница 3
Многие естествоиспытатели, напуганные спекулятивными построениями и туманной терминологией немецких философов-идеалистов, ушли в дебри ползучего эмпиризма, спиритуализма. Буржуазные ученые, в том числе и наиболее выдающиеся из них, не были в состоянии преодолеть духовную ограниченность своего класса и не сумели подняться до широких теоретических философских обобщений. Геккель боялся называть себя материалистом, отрекался от этого, как он говорил, ярлыка, хотя его работы насквозь пропитаны духом материализма. [31]
Некоторые естествоиспытатели выразили сомнение в тождественности атомов и объемов; но так как обе теории являются нашими представлениями, не имея притязания быть действительными объяснениями внутренних природных отношений, поэтому обе могут быть использованы, если они объясняют явления наиболее простым образом [ 24, стр. [32]
Некоторые естествоиспытатели не склонны делать принципиального отличия между поведением человека и поведением животного и сводят все различие между тем и другим к разным степеням сложности и тонкости нервного аппарата. Сторонники этого взгляда предполагают возможность объяснения поведения человека исключительно с точки зрения биологии. [33]
Когда философски мыслящий естествоиспытатель ищет ближайших истоков теорий и понятий, составляющих основу современной науки о веществе, он неизменно приходит к открытиям Д. И. Менделеева, к его периодическому закону и учению о растворах. В этих открытиях, как в фокусе, сходятся все современные линии развития физических и химических воззрений на вещество. Поэтому справедливо считать Менделеева основоположником современной общей химии, физической химии и, в значительной части, современной физики. [34]
Тем временем другой естествоиспытатель, Альфред Рассел Уоллес, много путешествовавший по Южной Америке, Малайзии и островам Юго-Восточной Азии и тоже читавший Мальтуса, пришел к тем же выводам, что и Дарвин. [35]
Даже великие естествоиспытатели XIX века понимали эксперимент не так, как его понимают ныне: видели в нем лишь способ расширить возможности органов чувств. Наблюдение довольствуется лишь тем, что природа сама показывает ему, а эксперимент задает вопросы и заставляет природу отвечать на них. [36]
Академия естествоиспытателей, получившая название Леополь-дина. Эта академия существует и теперь. Наконец, в 1666 г. возникла Парижская академия наук. Несколько позднее академии наук и многочисленные научные общества были учреждены и в других странах Европы. [37]
Из естествоиспытателей сюда прежде всего относится высокозаслуженный зоолог и ботаник Альфред Рассел Уоллес, тот самый, который одновременно с Дарвином выдвинул теорию изменения видов путем естественного отбора. В своей книжке О чудесах и современном спиритуализме, Лондон, изд. [38]
У естествоиспытателей движение всегда отождествляется с механическим движением, перемещением, и это отождествление считается чем-то само собой разумеющимся. Это перешло по наследству от дохимического XVIII века и сильно затрудняет ясное понимание процессов. Движение, в применении к материи - это изменение вообще. [39]
Для естествоиспытателя необходимо знать функциональную групповую классификацию, так как именно она позволяет анализировать концептуальные связи в сложных природных системах. [40]
Дело естествоиспытателей решать, какая область природного универсума, какие факты и события этой области и какие аспекты таких фактов и событий тематически релевантны их специфической цели. Эти факты и события не отобраны предварительно и не истолкованы, они не обнаруживают внутренней значимости. Значимость не присуща природе, как таковой, она является результатом селективной и интерпретирующей деятельности человека в рамках природы или ее наблюдения. [41]
У естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики. [42]
Академии естествоиспытателей - Ломоносов имеет в виду латинский перевод с комментариями Мушенбрека книги, изданной в 1667 г. во Флоренции, так называемой Академией дель чпмопто, и содержавшей описание проделанных ее членами опытов: Tentamina experiinontoi iim naturalinm captorum in Academia del Cimento... [43]
Из естествоиспытателей сюда прежде всего относится высокозаслуженный зоолог и ботаник Альфред Рассел Уоллес, тот самый, который одновременно с Дарвином выдвинул теорию изменения видов путем естественного отбора. В своей книжке О чудесах и современном спиритуализме, Лондон, изд. [44]
У естествоиспытателей движение всегда отождествляется с механическим движением, перемещением, и это отождествление считается чем-то само собой разумеющимся. Это перешло по наследству от дохимического XVIII века и сильно затрудняет ясное понимание процессов. Движение, в применении к материи, - это изменение вообще. [45]