Материя есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизненно важные бумаги всегда демонстрируют свою жизненную важность путем спонтанного перемещения с места, куда вы их положили на место, где вы их не сможете найти. Законы Мерфи (еще...)

Материя есть

Cтраница 3


Под внешним объектом мы понимаем нечто существующее независимо от того, мыслим мы его или нет, остающееся неизменным, даже если вызываемые им ощущения изменяются, и общее для многих наблюдателей, хотя испытываемые ими ощущения могут отличаться. Материя есть то, что может перманентно порождать ощущения. Память, согласно Миллю, также играет некую роль в познании такого типа.  [31]

Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им ( филос. Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение... То, изчего состоят физические тела, вещество ( науч.  [32]

Это представление теперь уже под сомнением, поскольку, кроме протонов и электронов, а потом и позитронов, появились еще нейтроны, а потом и нейтрино. В физической материи есть и электрическая, и неэлектрическая части. Конечно, может быть, нейтрон представляет собою систему электрических зарядов. Более спорно такое допущение по отношению к нейтрино, если он существует. Абсолютной необходимости утверждать, что существует пеэлектрическая материя, нет, но к этому нужно быть готовым. Со дня па день факты могут нас подвести к тому, что мы должны будем отказаться от универсальности электрической природы материи.  [33]

Это представление теперь уже под сомнением, поскольку, кроме протонов и электронов, а потом и позитронов, появились еще нейтроны, а потом и нейтрино. В физической материи есть и электрическая, и неэлектрическая части. Конечно, может быть, нейтрон представляет собою систему электрических зарядов. Более спорно такое допущение по отношению к нейтрино, если он существует. Абсолютной необходимости утверждать, что существует иеэлектрическая материя, нет, но к этому нужно быть готовым. Со дня на день факты могут нас подвести к тому, что мы должны будет отказаться от универсальности электрической природы материи.  [34]

Тела, или атомы, сочетаются друг с другом, образуя то, что Кордемуа называл долями материи. Так как материя есть совокупность тел, она может быть разделена на столько же частей, сколько имеется тел.  [35]

Во-вторых, в вопросе о последней основе восприятия материальности Феррьер следует Беркли, приписывая это восприятие прямо деятельности Божества. Он ставит вопрос: восприятие материи есть ли модификация человеческого духа, или нет.  [36]

Глубокое философское определение материи принадлежит В. И. Ленину: Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понятие объективной реальности материи говорит о ее существовании вне и независимо от нашего сознания. Наши же ощущения, усиленные и проверенные с помощью приборов, позволяют глубоко проникнуть в тайны ее строения - познать материю.  [37]

Кантовское отождествление материи с чувственно данным содержанием мышления заключало в себе возможность для возвращения материи всего богатства ее определений и многокачественности, поскольку к материн Кант относил все то, что может быть воспринято в созерцании ( см. там же, с. В противоположность предшествующей традиции, для Канта материя есть синоним чувственно данного многообразия, а форма - то, что как-то синтезирует, унифицирует это многообразие. Дальнейший шаг в этом направлении был сделан Гегелем.  [38]

Согласно ленинскому определению единственный и общий признак материи есть ее объективное существование: материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Сопоставляя сказанное выше, мы видим, что электрическое ( и магнитное) поле, или, общее, электромагнитное поле, представляет собой определенную форму материи. Эта форма материи ( поле), поро-ждаясь зарядами и токами, осуществляет электрические и магнитные взаимодействия. Таким образом, современная физика при помощи понятия поля расширяет представление о близкодействии и распространяет его на немеханические явления.  [39]

Можно выделить два проявления взаимодействий, характерные для всей изученной пространственной области: 1) кратковременное, приводящее к изменению состояния и называемое рассеянием ( например, столкновение упругих тел) и 2) длительное, объединяющее отдельные материальные точки в систему, находящуюся в устойчивом стационарном состоянии. В конечном счете любой вид и форма движения материи есть изменение параметров ее состояния и вызывается взаимодействием; все проявления материи в виде окружающего нас вещества в стабильном состоянии, начиная с атомных ядер и атомов и кончая макроскопическими телами и планетными системами звезд, есть не что иное, как системы в стационарных состояниях, свойства которых определяются внутренним взаимодействием.  [40]

В истории философии и физики эта тема - нечто давно отшумевшее. Джон Толанд ( 1670 - 1722) писал: Я отрицаю, что материя есть и всегда была бездейственной мертвой глыбой, находящейся в состоянии абсолютного покоя, чем-то косным и неповоротливым [ 7, с.  [41]

Согласно ленинскому определению единственный и общий признак материи есть ее объективное существование: материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Сопоставляя сказанное выше, мы видим, что электрическое ( и магнитное) поле, или, общее, электромагнитное поле, представляет собой определенную форму материи. Эта форма материи ( поле), поро-ждаясь зарядами и токами, осуществляет электрические и магнитные взаимодействия. Таким образом, современная физика при помощи понятия поля расширяет представление о близкодействии и распространяет его на немеханические явления.  [42]

Богданов, делая вид, что он спорит только с Бель-товым, и трусливо обходя Энгельса, возмущается подобными определениями, которые, видите ли, оказываются простыми повторениями ( Эмпириомонизм, III, XVI стр. Энгельса, забывает добавить наш марксист), что для одного направления в философии материя есть первичное, дух - вторичное, для другого направления - наоборот. Все российские махисты в восторге повторяют богдановское опровержение. А между тем самое небольшое размышление могло бы показать этим людям, что нельзя, по сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берется за первичное. Что значит дать определение. Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Например, когда я определяю: осел есть животное, я подвожу понятно осел под более широкое понятие. Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое. Это - предельно широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела ( если не иметь в виду всегда возможных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология. Только шарлатанство или крайнее скудоумие может требовать такого определения этих двух рядов предельно широких понятий, которое бы не состояло в простом повторении: то или другое берется за первичное.  [43]

Эти понятия отличаются друг от друга лишь тем, что количество есть чистое определенно мысли, а материя есть это же определение мысли во внешнем существовании ( там же, с.  [44]

Глубокое философское определение материи принадлежит В. И. Ленину: Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понятие объективной реальности материи говорит о ее существовании вне и независимо от нашего сознания. Наши же ощущения, усиленные и проверенные с помощью приборов, позволяют глубоко проникнуть в тайны ее строения - познать материю.  [45]



Страницы:      1    2    3    4