Нация есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Параноики тоже люди, и у них свои проблемы. Легко критиковать, но если бы все вокруг тебя ненавидели, ты бы тоже стал параноиком. Законы Мерфи (еще...)

Нация есть

Cтраница 3


В своей работе Ленин впервые в истории марксизма сформулировал положение о наличии двух культур в каждой национальной культуре и разъяснил, что и капиталистическом обществе лозунг национальной культуры есть лозунг буржуазный. В каждой национальной культуре, - писал Ленин, - есть хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная ( а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в виде только элементов, а в виде господствующей культуры ( стр.  [31]

В настоящее время в нашей науке соперничают две концепции нации. Одну из этих концепций условно можно было назвать этнической, а другую - государственной, или гражданской. Согласно первой - нация есть этнос, согласно второй - нация есть совокупность всех граждан государства, это все его население без различия этнической принадлежности. Последнюю точку зрения сейчас усиленно отстаивает и пропагандирует известный специалист по национальному вопросу Валерий Александрович Тишков.  [32]

Интересы пролетарской солидарности, товарищеского единства классовой борьбы рабочих всех национальностей требуют самого полного равноправия наций для устранения малейшего национального недоверия, отчуждения и вражды. Необходимо воспитывать массы в духе признания права на самоопределение, в духе отрицания государственных привилегий какой бы то ни было нации. Ленин обращал внимание пролетариев на то, что в признании права на самоопределение всех наций есть максимум демократизма и минимум национализма.  [33]

Именно эту двустороннюю задачу пролетариата формулирует резолюция Интернационала 1896 года. Именно такова, в ее принципиальных основах, резолюция летнего совещания российских марксистов 1913 года. Есть люди, которым кажется противоречивым, что эта резолюция в 4-ом пункте, признавая право на самоопределение, на отделение, как будто бы дает максимум национализму ( на деле в признании права на самоопределение всех наций есть максимум демократизма и минимум национализма), - а в пункте 5-ом предостерегает рабочих против националистических лозунгов какой бы то ни было буржуазии и требует единства и слияния рабочих всех наций в интернационально-единых пролетарских организациях. Но видеть здесь противоречие могут лишь совсем плоские умы, не способные понять, например, почему единство и классовая солидарность шведского и норвежского пролетариата выиграли, когда шведские рабочие отстояли свободу отделения Норвегии в самостоятельное государство.  [34]

Тоталитарное го с-в о изображается в фашистской идеологии высшей и универсальной формой обществ, жизни. Подчиняя себе пли включая в себя все прочие формы социальной организации, фашистское гос-во отождествляет себя с обществом, народом, нацией; социальные институты, группы, личности имеют право существовать лишь как органы и элементы этого универсального целого. По слонам Муссолини, для фашиста все в государстве и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. Нация есть первое и последнее, которому подчинено все остальное ( Rosenberg А.  [35]

Нередко между понятием нация и понятиями народ, этнос ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность ( народ) и нация суть одно и то же. В нашей литературе к этому обычно добавляли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.  [36]

Основу политики нашего правительства, политики внешней, составляет идея мира. Борьба за мир, борьба против новых войн, разоблачение всех тех шагов, которые предпринимаются на предмет подготовки новой войны, разоблачение таких шагов, которые прикрывают флагом пацифизма подготовку войны на деле, это - наша задача. Именно поэтому мы не хотим войти в Лигу наций, ибо Лига наций есть организация прикрытия подготовительной работы к войне, ибо, чтобы войти в Лигу наций, надо сделать выбор, как правильно выразился тов.  [37]

Бесполезный: в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос в действительности является самым важным из всех для русского, да и вне России он не может показаться лишенным интереса для всякого серьезно мыслящего человека. Когда видишь, как эта огромная империя с большим или меньшим блеском в течение двух веков выступала на мировой сцене, когда видишь, как ока по многим второстепенным вопросам приняла европейскую цивилизацию, упорно отбрасывая ее по другим, более важным, сохраняя таким образом оригинальность, которая, хотя и является чисто отрицательной, но не лишена тем не менее своеобразного величия - когда видишь этот великий исторический факт, то спрашиваешь себя: какэва же та мысль, которую он скрывает за собою или открывает нам; каков идеальный принцип, одушевляющий это огромное тело, какое новое слово этот новый народ скажет человечеству; что желает он сделать в истории мира. Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но го, что Бог думает о ней в вечности.  [38]

Это не значит, конечно, что пролетариат должен поддерживать всякое национальное движение, везде и всегда, во всех отдельных конкретных случаях. Речь идет о поддержке таких национальных движений, которые направлены на ослабление, на свержение империализма, а не на его укрепление и сохранение. Бывают случаи, когда национальные движения отдельных угнетенных стран приходят в столкновение с интересами развития пролетарского движения. Само собой понятно, что в таких случаях не может быть и речи о поддержке. Вопрос о правах наций есть не изолированный и самодовлеющий вопрос, а часть общего вопроса о пролетарской революции, подчиненная целому и требующая своего рассмотрения под углом зрении целого. Маркс в 40 - х годах прошлого века стоял за национальное движение поляков и венгров против национального движения чехов и южных славян, Почему.  [39]

Разве можно считать случайностью тот факт, что три года болтает Лига наций о мире и разоружении, три года поддерживает эту лживую болтовню так называемый II Интернационал, а нации все вооружаются и вооружаются, расширяя старые конфликты между державами, нагромождая новые конфликты и подрывая таким образом дело мира. О чем говорит провал тройственной конференции по сокращению морских вооружений ( Англия, Америка и Япония20), как не о том, что Тихоокеанская проблема является источником новых империалистических войн, что державы не хотят ни разоружаться, ни сокращать вооружений. Литвинова о полном разоружении21 повергла в паралич Лигу наций и оказалась для нее полной неожиданностью. Не говорит ли этот факт о том, что Лига наций есть не инструмент мира и разоружений, а инструмент прикрытия новых вооружений и подготовки новых войн. Подкупная буржуазная пресса всех стран, от Японии до Англии, от Франции до Америки, кричит во всю глотку о неискренности советских предложений по разоружению. Почему же, в таком случае, не проверить искренность советских предложений и не приступить теперь же практически к разоружению или, по крайней мере, к серьезному сокращению вооружений.  [40]

В 1906 г., покуда не было интерпретации национального вопроса, мы не поднимали совершенно вопроса относительно устранения из программы пункта право наций на самоопределение. Для нас этот пункт был безвреден, потому что этот пункт был общий. В 1906 г., когда по национальному вопросу Объединительный съезд дал конкретный ответ - автономия Польши215, - тогда мы должны были и могли вступить в ряды партии. Ленин оказал, что русские должны быть по отношению к сепаратистскому движению совершенно нейтральны, а польские социал-демократы должны с ним бороться. Наши позиции должны быть одинаковыми. Разве интересы польского и русского пролетариата не совершенно тождественны. Если для нас польский сепаратизм является реакционным движением, если он направлен против освобождения рабочего класса из-под гнета классового, то как же вы можете не протянуть нам руку. И тех, кто протягивает нам руку, вы называете шовинистами и применяете к ним такие слова, как палачество, традиции царской власти. В каждом конкретном отдельном случае надо проанализировать, какие силы двигают и питают сепаратистское движение, и в каждом отдельном случае надо дать определенный ответ. И когда польские рабочие ждут от вас определенного ответа, каким образом решить финляндский вопрос, польский, украинский, вы отвечаете - правом наций на самоопределение. Значит, вы определяете их волю. Разве нация есть нечто единое. Ведь воля нации может проявиться только шри социалистическом строе, лишь тогда, когда гнет капиталистов будет или уничтожен, или подорван, только тогда действительно воля большинства будет истинной волей народа.  [41]



Страницы:      1    2    3