Начало есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком. (Марк Твен) Законы Мерфи (еще...)

Начало есть

Cтраница 3


Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский ( 1225 / 1226 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого ( ок. Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие ( существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций ( свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.  [31]

Для этого обыкновенно употребляется действие извести на раствор соды. Поступают следующим образом: берут слабый, обыкновенно 10 / о-ный раствор соды, и его кипятят в чугунном, железном или серебряном котле ( на эти металлы NaHO не действует) и во время кипения прибавляют мало-по-малу извести. Последняя хотя незначительно, но все же растворима в воде. Прозрачный раствор соды мутится от прибавления извести, потому что при этом выделяется осадок углеизвестковой соли, почти вовсе нерастворимой в воде. После того как прибавлено надлежащее количество извести, раствору дают отстояться, сливают с осадка и выпаривают в чугунных или железных котлах, или, когда готовят совершенно чистую щелочь, в серебряных чашках. При выпаривании раствор не кристаллизуется, потому что растворимость NaHO при нагревании весьма велика; но при охлаждении до О сгущенного ( до уд. Если испарение производить до тех пор, пока еще выделяется вода, то при охлаждении гидрат NaHO застывает в кристаллическую бесцветную полупрозрачную массу, притягивающую на воздухе и влагу и угольную кислоту, имеющую удельный вес 2 13 и растворяющуюся легко в воде, с отделением значительного количества тепла. Раствор, насыщенный при обыкновенной температуре, имеет уд. NaHO и кипит при 130, а при 55 вода растворяет равный вес NaHO. Едкий натр растворяется не только в воде, но и в спирте, даже в эфире. Слабые растворы NaHO оставляют на коже ощущение мыла, потому что в мыле действующее начало есть едкий натр, крепкие же растворы действуют на животные ткани разрушительно.  [32]



Страницы:      1    2    3