Cтраница 1
Ощущение есть результат воздействия объективно, вне нас существующей вещи в себе на наши органы чувств, такова теория Фейербаха. [1]
Он подчеркивал, что ощущение есть результат возбуждения врожденной для органа чувств энергии, что цвет, например, не существует вне органа чувств; внешний фактор запускает энергию соответствующего органа чувств, что и рождает в нас ощущение цвета. [2]
Маха на ощущения как первично данное, В. И. Ленин подчеркивал, что ощущение есть простейшая форма психического отражения, это субъективный образ объективного мира. [3]
Для всякого естествоиспытателя, не сбитого с толку профессорской философией, как и для всякого материалиста, ощущение есть действительно непосредствен -; ная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. [4]
Но он начинается с анализа самого себя, как только им займутся внимание, размышление, ибо эта совокупность ощущений есть лишь грубое и очень поверхностное видение данного. Почти тотчас жо в нем и под ним распознаются некоторые из отношений, которые в нем содержатся и составляют его истинную суть. Наука стирается постепенно производить этот анализ, ПСУ глубже проникающий в природу данного. [5]
Полемика между И. М. Сеченовым и Гельмгольцем показывает, что последний отрицал объективность качества, полагая, что для глаза нет гармонии цветов и что наше ощущение есть всего лишь знак, а не отображение внешнего воздействия ( Я отвергаю за ними всякую аналогию с вещами. Он считал, что качество внешних предметов существует независимо от органов чувств. Именно они дают точное и верное восприятие внешнего мира. Если Гельмгольц образно говорил, что глаз сделан плохим механиком и его надо отдать на переделку мастеру, то И. М. Сеченов, напротив, утверждал, что глаз - самый совершенный орган и нет ему равных. В то же время Гельмгольц писал, что орган зрения является наилучшим даром природы. [6]
Ощущение есть первое мое знание ( там же, с. Peterburgas Avizes была обвинена в материализме и нехристианском отношении к религии и закрыта на 4 месяца. [7]
Если медленно натя - [ IMAGE ] Резко дернув за ниж. [8] |
Отсутствие привычных деформаций и вызывает характерное ощущение, испытываемое при прыжке. Это ощущение есть кратковременное ощущение невесомости - то самое, которое - космонавты испытывают во все время орбитального полета в космическом корабле. [9]
Как чувство, так и воля заключают в себе, с одной стороны, первичные элементы, а с другой - вторичные и сложные явления, происходящие от работы ума над этими первичными. Так, например, ощущение есть первичный элемент в области чувства и всегда предшествует умственным операциям; напротив, эмоции, как явления вторичные и производные, должны следовать за учением об умственных способностях. Воля в значительной степени есть продукт памяти и в то же время зависит от чувств; поэтому в порядке изложения она помещена последней, хотя уже вначале дано некоторое понятие о ее первичных составных элементах. [10]
Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти - уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела. [11]
Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти - уже г этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела. Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования - я чуть было не сказал: процесса дистилляции - совершенно естественного в ходе умственного развития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий. [12]
ИЕРОГЛИФОВ ( или символов) ТЕОРИЯ - гносеологическая концепция, согласно к-рой ощущения - не образы, отражающие черты предметов и явлений, а символы, знаки, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Мюллером, считавшим, что ощущения есть переживание организмом состояния своих собственных нервов, а специфика ощущений зависит не от внешних воздействий, а от особенностей органов чувств ( напр. [13]
В нормальных условиях органы человека находятся в деформированном состоянии. При падении эти деформации исчезают или ( при несвободном падении, как в начинающем опускаться лифте) уменьшаются. Отсутствие привычных деформаций и вызывает характерное ощущение, испытываемое при прыжке. Это ощущение есть кратковременное ощу-щение невесомости - то самое, которое космонавты испытывают во все время полета в искусственном спутнике. [14]
В нормальных условиях органы человека находятся в деформированном состоянии. При падении эти деформации исчезают или ( при несвободном падении, как в начинающем опускаться лифте) уменьшаются. Отсутствие привычных деформаций и вызывает характерное ощущение, испытываемое при прыжке. Это ощущение есть кратковременное ощущение невесомости, - то самое, которое космонавты испытывают во все время полета в искусственном спутнике. [15]