Ощущение есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Когда ты сделал что-то, чего до тебя не делал никто, люди не в состоянии оценить, насколько трудно это было. Законы Мерфи (еще...)

Ощущение есть

Cтраница 2


В нормальных условиях органы человека находятся в. При падении эти деформации исчезают или ( при несвободном падении, как в начинающем опускаться лифте) уменьшаются. Отсутствие привычных деформаций и вызывает характерное ощущение, испытываемое при прыжке. Это ощущение есть кратковременное ощущение невесомости - то самое, которое космонавты испытывают во все время полета в искусственном спутнике.  [16]

Пролегоменах Авенариуса видит монистический идеализм, в Критике чистого опыта ( 1888 - 1890) - абсолютный реализм, а в Человеческом понятии о мире ( 1891) - попытку объяснения этой перемены. Заметим, что термин реализм употребляется здесь в смысле противоположности идеализму. Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово реализм захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом. Здесь достаточно отметить, что Ковеларт имеет в виду тот несомненный факт, что в Пролегоменах ( 1876) для Авенариуса ощущение есть единственно сущее, субстанция же - по принципу экономии мысли. Критике чистого опыта физическое принято за независимый ряд, психическое же, следовательно, и ощущения - за зависимый.  [17]

С есть метафизическая субстанция, - гово - / / рит Вундт ( стр. Метафизиками, надо сказать, обзывают материалистов многие идеалисты и все агностики ( кантианцы и юмисты в том числе), потому что им кажется, будто признание существования внешнего мира, независимого от сознания человека, есть выход за пределы опыта. Если вы исходите из того, что все существующее есть ощущение или что тела суть комплексы ощущений, то вы не можете, не разрушая всех своих основных посылок, всей своей философии, прийти к тому, что независимо от нашего сознания существует физическое и что ощущение есть функция определенным образом организованной материи.  [18]

Во-вторых, при движении руки ощущение непрерывного движения сопровождается непрерывным же осязательным ощущением; такая двойная оценка является более точной: к объективному ощущению затраченной при движении энергии здесь прибавляется чисто-субъективное ощущение осязания, которое, само по себе не являясь объективной основой оценки, делает первое ощущение более содержательным. В третьих, свободное движение в пустоте само по себе не может указать нам основного различия между последовательностью и сосуществованием, временем и пространством. Сосуществование в пространстве входит в состав окончательно сложившейся у нас идеи протяжения; но такое сосуществование предметов есть результат опыта, доставляемого нам внешними чувствами. Проводя рукой по неподвижной поверхности, мы вместе с ощущениями движения получаем последовательный ряд осязательных ощущений; если эта поверхность различна в разных своих частях ( например, когда слепой читает рукой), ощущения постоянно меняются и воспринимаются нами в виде определенного ряда. Повторите движение, - и весь этот ряд повторится; сделайте движение в обратном направлении, - и ряд повторится в обратном порядке. Этот непрерывный ряд одних и тех же ощущений есть нечто отличное от простого непрерывного движения, в котором нет элемента постоянства или устойчивости.  [19]

Мы можем это сделать, если примем крайне позитивистскую точку зрения, согласно которой единственной реальностью являются ощущения, а все остальное - это конструкции нашего разума. С помощью математического аппарата квантовой механики мы способны предсказать, что будет наблюдать экспериментатор при определенных условиях эксперимента - ток, отмечаемый в гальванометре, след на фотографической пластинке. Но не имеет смысла спрашивать о том, что стоит за явлением - волны, частицы или что-нибудь еще. Мне лично она совсем противна так же, как и Шредингеру. Поэтому он настаивает на том, что за явлениями, за ощущениями есть нечто определенное, а именно то, что можно описать как волновое движение в еще слабо исследованной среде.  [20]

Ощущения вместе с тем не сводятся к какому-то автоматизму, к механическому отражению внешних предметов. Данные явления обусловливаются зачастую физиологическими и биохимическими изменениями в органах чувств. Эти случаи представляют собой отклонение от нормы, свойственной большинству людей как результат биологического приспособления человека к среде. Здесь обнаруживается та же объективность ощущений и восприятий, что и в обычных условиях. На ощущения и восприятия большое влияние оказывает эмоциональное состояние человека, его прошлый опыт переживаний соответствующих ощущений и восприятий: одна и та же музыка, один и тот же цвет могут быть сопряжены с разными переживаниями, накладывающими на них свой отпечаток. Такие моменты можно расценивать как субъективные, поясняющие положение, согласно которому ощущения есть субъективный образ объективного мира.  [21]

Плеханов, Боровский, Горин и др. марксисты, но решающую роль в его разгроме сыграли работы Ленина, в особенности кн. Материализм и эмпириокритицизм ( 1908) - гл. В нем Ленин рассмотрел осн. Ленин всесторонне развил осн. Определяя материю как объективную реальность, данную нам в ощущениях, и указывая на ее первичность по отношению к сознанию, Ленин вместе с тем подчеркивал, что абс. Исследуя процесс познания, Ленин показал плодотворность применения диалектики к теории отражения. Ощущение есть субъективный образ объективного мира, содержание наших знаний не зависит от субъекта, познание есть процесс развития относительной объективной истины в абсолютную.  [22]



Страницы:      1    2