Cтраница 2
И наоборот, самоуважение может дать позитивные результаты. Наше сознание считается источником всех поступков, мыслей и чувств. Чарльз Филлмор сказал: Разум есть местонахождение восприятия того, что мы видим, слышим и чувствуем. Именно благодаря разуму мы видим красоту земли и неба, музыки, живописи - всего. [16]
В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Первому из них принадлежит высказывание: Мир есть мой разум ( сердце), а мой разум есть мир. Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэн Ляна, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. [17]
Сходство ( или нахождение тождества среди различий) есть особое, совершенно оригинальное и одно из наиболее часто повторяющихся состояний духа. Сложные умственные способности: разум, воображение и др. определяются сущностью их деятельности; так, разум есть способность выводить заключения из посылок, способность приобретать научное знание. В качестве реального сказуемого, к этому определению можно добавить, что эта способность производная; она слагается из перечисленных выше элементарных умственных явлений. [18]
Великие учителя во все века указывали на важность нашего разума и на то, как важно им владеть. Рамакришна, всеми любимый индийский мистик, выразил это так: Разум связывает человека, и разум же его освобождает... Уильям Джеймс писал: Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое отношение к вещам. А Чарльз Филлмор, один из основателей американской Единой школы христианства, в своей книге Открывающее слово описывает разум следующим образом: Разум есть центр осознания всего, что мы видим, слышим и чувствуем. Именно разумом мы воспринимаем красоту земли и неба, музыки, искусства - практически всего. [19]
Ранние представители пеоконфуцианства ( Чжоу Дунь-и, Шао Юн, Чжан Цзай) пек-рые филос. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Линия субъективного идеализма в неоконфуцианстве представлена именами Лу Цзю-юаня ( Лу Сян-шаня) с его тезисом: мир есть мой разум, а мой разум есть мир и Ван Шоу-жзня ( Ван Ян-мина) с его учением о врожденном знании и тезисе о том, что вне разума пет ли и вне разума нет вещей. [20]
Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Первому из них принадлежит высказывание: Мир есть мои разум сбрдцв, я мои разум есть мир. Неокояфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэн Ля-на, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. [21]
Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Первому из них принадлежит высказывание: Мир есть мой разум ( сердце), а мой разум есть мир. Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэп Ля-на, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. [22]
Нет сомнения, что именно в этом заключается общая черта, свойственная всем высшим формам мышления и поведения. Но учение Канта не объясняет, как возможно то противоречие, в которое человек при этом так часто попадает. Почему он принужден делать над собой усилие, чтобы превзойти свою индивидуальность, и обратно, почему безличный закон должен обесцениваться, воплощаясь в индивиде. Можно ли сказать, что существуют два противоположных мира, к которым мы одинаково причастны: мир материи и чувственных восприятий, с одной стороны, и мир чистого и безличного разума - с другой. Но ведь это только повторение вопроса в почти одинаковых терминах, так как речь идет именно о том, почему нам нужно вести совместно эти два существования. Почему эти два мира, кажущиеся противоположными, не остаются один вне другого и что заставляет их стремиться проникнуть друг в друга, вопреки их антагонизму. Напротив, всякая тайна исчезает вместе с признанием, что безличный разум есть лишь другое имя, данное коллективной мысли. Последняя возможна лишь благодаря группировке индивидов; она предполагает эту группировку и, в свою очередь, предполагается ею, так как индивиды могут существовать, только группируясь. Царство целей и безличных истин может осуществиться лишь при условии согласования отдельных волений и чувствительностей. Одним словом, в нас есть безличное начало, потому что в нас есть начало общественное; а так как общественная жизнь обнимает одновременно и представления и действия, то эта безличность простирается, естественно, и на идеи и поступки. [23]
Китай начинает проникать и распространяться буддизл1, к-рый вместе с конфуцианством и даосизмом становится ведущим течением кит. Буддизм остается наиболее распространенным учением и в 7 - 10 вв. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжц Си. Первому из них принадлежит высказывание: Мир есть мой разум ( сердце), а мой разум есть мир. Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэн Ляна, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. [24]