Cтраница 1
Религия есть то, чему государство дозволяет верить, суеверие то, чему верить оно запрещает, так характеризовал положение дела Гоббс. [1]
Религия есть то, что связывает людей воедино, когда отсутствует религиозная связь между людьми, их взаимоотношения определяются ничем не сдерживаемым биологическим принципом борьбы за существование. [2]
Религия есть с самого начала сознание трансцендентности, она возникает из действительных сил. [3]
По учению Фейербаха, религия есть основанное на чувстве, сердечное отношение между человеком и человеком, которое до сих пор искало свою истину в фантастическом отражении действительности-при посредстве одного или многих богов, этих фантастических отражений человеческих свойств - а теперь непосредственно и прямо находит ее в любви между я и ты. И таким образом, у Фейербаха, в конце концов, половая любовь становится одной из самых высших, если но самой высшей формой исповедания его новой религии. [4]
По учению Фейербаха, религия есть основанное на чувство, сердечное отношение между человеком и человеком, которое до сих пор искало свою истину в фантастическом отражении действительности - при посредстве одного или многих богов, этих фантастических отражений человеческих свойств - а теперь непосредственно и прямо находит ее в любви между я и ты. И таким образом, у Фейербаха, в конце концов, половая любовь становится одной ил самых высших, если не самой высшей формой исповедания его новой религии. [5]
Энгельс писал, что всякая религия есть фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. [6]
Но ведь в христианско-германском государстве религия есть хозяйственное дело, как и хозяйственное дело есть религия. [7]
Знаменитое высказывание Маркса гласит, что религия есть опиум для народа. Религия обещает, что награда за все тяготы земной жизни будет получена в загробном мире, и учит смиряться с существующими жизненными условиями. Надежды на счастье в загробной жизни, таким образом, отвлекают внимание от борьбы с неравенством и несправедливостью в жизни земной. Религия имеет сильно выраженный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении. Например, проповедь о том, что кроткому воздастся, предполагает, что внимающие ей занимают позицию покорности и непротивления насилию. [8]
Пустота существовала уже давно, потому что религия есть акт самоопустошения человека; а теперь, когда пурпур, прикрывавший эту пустоту, поблек, когда туман, ее заволакивавший, рассеялся, вы удивляетесь, что теперь, к вашему ужасу, эта пустота выступила на свет. [9]
Маркс как известно характеризовал эту роль образным выражением религия есть опиум народа, чо при этом добавлял выражение убожества и протест против этого убожества. [10]
Боге и Бога в нас, то фсноменалистически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Хотя и внешний мир не оставлен религией, однако настоящее место ее - душа. Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она поражает гадов великого и пространного моря подсознательной жизни, улаживает душу. А водворяя мир в душе, умиротворяет и целое общество, и всю природу. [11]
Но ведь отношение государства, особенно республики, к религии есть не что иное, как отношение людей, образующих государство, к религии. Отсюда следует, что человек освобождается от какого-либо ограничения через посредство государства, освобождается политически, когда, в противоречии с самим собой, он возвышается над этим ограничением абстрактным и ограниченным, частичным образом. Далее следует, что человек, освобождаясь политически, достигает свободы окольным путем, через посредствующее - хотя и необходимое - звено. Отсюда же следует, наконец, что человек даже тогда, когда он при посредстве государства объявляет государство атеистом, все еще остается религиозно-ограниченным именно потому, что признает себя самого лишь окольным путем, лишь с помощью посредствующего звена. Религия и есть признание человека окольным путем, признание через посредника. [12]
Но ведь отношение государства, особенно республики, к религии есть не что иное, как отношение людей, образующих государство, к религии. Отсюда следует, что человек освобождается от какого-либо ограничения через посредство государства, освобождается политически, когда, в противоречии с самим собой, он возвышается над этим ограничением абстрактным и ограниченным, частичным образом. Далее следует, что человек, освобождаясь политически, достигает свободы окольным путем, через посредствующее - хотя я. Религия и есть признание человека окольным путем, признание через посредника. [13]
Святой Бруно все еще всерьез верит, будто у религии есть собственная сущность. А что касается моста, / го которому добираются до источника религии, то этот предназначенный для ослов мост непременно должен быть акведуком. Святой Бруно в то же самое время устраивается в качестве забавно модернизированного Харона, который благодаря построенному мосту был уволен на покой; в качестве tollkeeper, он требует полагающиеся ему halfpenny с каждого человека, проходящего по мосту, который ведет в призрачное царство религии. [14]
Миф не есть релит, символ, потому что религия есть вера в сверхчувств, мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ. Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. Обряд не является даже и такой реализацией мифа, хотя он первоначально от нее неотделим. [15]