Cтраница 1
Бахтин дал следующую методологическую характеристику мениппеи: это морально-психологический эксперимент, нарушение нормального общепринятого хода событий, создание исключительных ситуаций, выпукло демонстрирующих и провоцирующих мнения и представления. [1]
Бахтин Нет, я пользовался в очень узких кругах известностью только. Вот о нем последнее время часто пишут. Сюда включают прежде всего Пумпянского, Медведева Павла Николаевича, Волошинова. Кстати сказать, все они были в Невеле, кроме, правда, Медведева. [2]
Бахтин и Выготский шли к внутренней речи разными путями: говоря терминами книги Выготского, Бахтин обобщал общение и указывал на необходимость типологии общения, типологии жанров внешней речи для подходов к речи внутренней, а Выготский пытался разглядеть общение в обобщении, хотел вывести механизм внутренней речи наружу, в речь, доступную исследованию. [3]
В цепи идей Бахтин - Выготский дело идет о том, что общение организует слово в понятие, а в цепи Выготский - Бахтин - о том, что слово-понятие через понимание-осознание организует общение. Попробуем эскизно проиллюстрировать эти движения на ином, чем у Выготского материале, но в его системе понятии. [4]
В качестве пояснения Бахтин приводил слова Тихона из главы У Тихона в Бесах: если кто простил вас за это, и не чтоб из тех, кого вы уважаете или боитесь, а незнакомец, человек, которого вы никогда не узнаете, молча, про себя читая вашу страшную исповедь, легче ли вам было от этой мысли или все равно. Бахтин так комментирует вопрос Тихона Ставроги-ну: этот другой человек - незнакомец, человек, которого никто никогда не узнает выполняет свои функции в диалоге вне сюжета и вне своей сюжетной определенности, как чистый человек в человеке, представитель всех других для я. Возможность выхода за пределы конкретного речевого общения говорящего и слушающего и достижение понимания каждого человека как другого, равного в каком-то смысле я, и создает нравственные основы человеческого общения. [5]
Катенин, Письмо Н. И. Бахтину 13 июля 1824 г. - Впервые слово в 1 - м знач. [6]
Общение ( и по Выготскому, в по Бахтину) восходит к идее экклесин, общины духовно избранных. [7]
В 1901 г. Марии Егоровне удалось определить Бориса в Орловский имени Бахтина кадетский корпус. Борис Стечкин содержался в корпусе на дворянский счет, что стоило Марии Егоровне немалых хлопот и стараний. [8]
Бахтин и Выготский шли к внутренней речи разными путями: говоря терминами книги Выготского, Бахтин обобщал общение и указывал на необходимость типологии общения, типологии жанров внешней речи для подходов к речи внутренней, а Выготский пытался разглядеть общение в обобщении, хотел вывести механизм внутренней речи наружу, в речь, доступную исследованию. [9]
О сей Высочайшей воле, получив от 7 того же июня уведомление от дейст-вительнаго статскаго советника Бахтина, я тогда же сообщил к генерал-адъютанту Перовскому, с тем, чтобы он доставил мне сведение, какия, по местным соображениям, находит он удобнейшими средства для поддержания вновь проложенной дороги от Верхнеуральска до Стерлитамака в надлежащей исправности. [10]
В цепи идей Бахтин - Выготский дело идет о том, что общение организует слово в понятие, а в цепи Выготский - Бахтин - о том, что слово-понятие через понимание-осознание организует общение. Попробуем эскизно проиллюстрировать эти движения на ином, чем у Выготского материале, но в его системе понятии. [11]
Для укладки или снятия пучинных подкладок рельсы типа Р43 вывешиваются лапчатыми ломами, а рельсы типа Р50 в тяжелее - гидравлическим домкратом, рычажным прибором Бахтина или ры-чажно-шарнирным прибором Акользина. Для закрепления рельса в вывешенном состоянии при необходимости применяется металлический клин. [12]
В качестве пояснения Бахтин приводил слова Тихона из главы У Тихона в Бесах: если кто простил вас за это, и не чтоб из тех, кого вы уважаете или боитесь, а незнакомец, человек, которого вы никогда не узнаете, молча, про себя читая вашу страшную исповедь, легче ли вам было от этой мысли или все равно. Бахтин так комментирует вопрос Тихона Ставроги-ну: этот другой человек - незнакомец, человек, которого никто никогда не узнает выполняет свои функции в диалоге вне сюжета и вне своей сюжетной определенности, как чистый человек в человеке, представитель всех других для я. Возможность выхода за пределы конкретного речевого общения говорящего и слушающего и достижение понимания каждого человека как другого, равного в каком-то смысле я, и создает нравственные основы человеческого общения. [13]
Схема передачи информации. [14] |
Наш замечательный исследователь истории культуры М. М. Бахтин ( 1895 - 1975 гг.) показал, что по мере развития литературы происходит постепенное усложнение способов передачи чужого слова - слова другого человека, отличного от говорящего. По словам Бахтина, до недавнего времени целому направлению европейской мысли была свойственна монологичность, установка на мышление одного человека. Прямо противоположный диалогический подход характерен и для науки XX века, и для его искусства, хотя предвосхищение этой тенденции есть у более ранних мыслителен и художников. [15]