Cтраница 1
Археологические памятники древних башкир представлены исключительно подкурганными погребениями с немногочисленным инвентарем. Они с большим трудом выделяются из общей массы погребений тюркских кочевников евразийских степей эпохи средневековья. Пожалуй, самыми древними памятниками, связанными с историей башкир, являются сооружения культовой архитектуры - мусульманские мавзолеи-усыпальницы. Полагают, что му-сульманизация башкир на Южном Урале началась примерно около XII в. Чишмы Уфимского района - Тура хана, Хусейн бека, Малый кешене и мавзолей Бэндэбике в Кугарчинском районе. [1]
Придя в Приуралье, древние башкиры застали здесь аборигенное финно-угорское и сармато-аланское население. Часть местного населения была вытеснена, но значительная масса его осталась и была ассимилирована пришельцами. В числе финно-угорских племен, близко соприкасавшихся с башкирами, возможно, были предки венгров-мадьяр. [2]
Этнически я считаю допустимым связывать древних башкир с тиссагетами Геродота для северо-западной территории Башкирии и с савроматами и иирками для южной и восточной территории. [3]
В процессе формирования кочевого уклада у древних башкир возникают и совершенствуются осн. [4]
Каргатуй по всем признакам совпадает с праздником древних башкир, посвященным кормлению тотемных птиц. [5]
Тюркоязычные кочевники ( огузы, печенеги, древние башкиры) в Урало-Волжском регионе занимали строго определенную ландшафтную зону - степи. Их ближайшими соседями были носители иной культуры и иного этноса ( вероятнее всего - угорского), занимавшие лесостепные и отчасти лесные районы Южного Урала и Приуралья. Мощное, но недолго существовавшее государство - Кимакский каганат - возникло в конце IX в. [6]
Итак, можно считать бесспорно установленным, что древние башкиры во имя общения с небесным божеством совершали сложные обрядовые действия в виде кругов, и это находит параллели у раннесредневековых народов Центральной Азии. [7]
Мизансцены массовых танцев генетически связаны, по-видимому, с пространственными ассоциациями древних башкир. Обычно все эти праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. [8]
К сожалению, Ибн Фадлан не оставил никаких сведений ни о территории расселения древних башкир в Приуралье, ни об образе их жизни ( за исключением краткого упоминания об их воинственности), поэтому при решении этих вопросов мы можем опираться только на отрывочные сведения других средневековых авторов ( как правило, с башкирами не встречавшихся) и на косвенные данные исторической этнографии. [9]
Под доказательствами в данном случае мы подразумеваем ставшие известными новые примеры большого сходства мифологии древних башкир с Авестой - главным источником по зороастрийскому религиозно-философскому учению. [10]
Относительно происхождения древнебашкирской группы племен на основе имеющихся источников поддаются аргументации следующие положения: а) древние башкиры - преимущественно тюркские племена центральноазиатского происхождения. [11]
Суммировав и систематизировав эти сведения, известный этнограф профессор Р. Г. Кузеев выдвинул концепцию ( до сих пор не имеющую альтернативы) башкиро-печенежского этногетического родства, согласно которой древние башкиры составляли органичную часть и авангард печенежской миграции в Приуралье в конце IX - начале X вв. Об этом, по мнению исследователя, свидетельствуют алтае-сибирские и среднеазиатские параллели башкирским родо-племенным названиям, онгонам и тамгам, а главное - неоднократное упоминание арабским географом первой половины X EI. [12]
Центральной Азии вырывается первая археологически фиксируемая волна тюркоязычных кочевников - огузов, печенегов и древних башкир. Самые ранние письменные свидетельства о пребывании этих народов в Урало-Волжских степях датируются 922 г. и принадлежат перу Ахмеда Ибн Фадлана, секретаря посольства, посланного багдадским халифом Муктадиром в Волжскую Болгарию по просьбе болгарского царя Алмуша ( Алмаса), сына Шилки. [13]
Приуралье в авангарде печенежской миграции, где они закрепляются только во второй половине XIII в. Древние башкиры своим происхождением связаны с тюрко-монгольским кочевым миром Алтая и Центральной Азии. [14]
Поскольку название башкорт применялось по отношению к издавна существовавшему в этом регионе местному населению, мы говорим о хозяйстве древних башкир ранее этого времени. [15]