Cтраница 2
Упомянутая выше Межведомственная комиссия рекомендует разработать пороговые значения, характеризующие состояние отечественной минерально-сырьевой базы, выход за пределы которых создает угрозу экономической безопасности страны; организовать постоянный мониторинг состояния минерально-сырьевой базы и отраслей топлив-но-сырьевого комплекса, а также существующих и прогнозируемых в этих отраслях угроз экономической безопасности, разрабатывать меры по их нейтрализации; в интересах экономической безопасности страны необходимо создать государственный фонд резервных месторождений стратегических полезных ископаемых; крайне важно создать единую государственную систему учета и контроля за сырьевым фондом недр и его эффективным использованием. [16]
Сложность выработки национальной внешней экономической политики заключается в ее динамичности и необходимости учета большого количества факторов, определяющих характер и направления развития международных экономических отношений, например таких, как: сложившаяся структура мирохозяйственных связей страны, определяющая степень ее включенности в мировую экономику и место в международном разделении труда; характер политических отношений между странами, определяющий степень надежности партнера и, следовательно, степень доверия к нему; уровень экономического развития страны, определяющий конкурентоспособность и распределение выгод от сотрудничества; участие в разрешении глобальных проблем; система экономической безопасности страны, регламентирующая контроль за деятельностью иностранного капитала в национальной экономике; перспективы оптимизации структуры национальной экономики, определяющие приоритетные области для сотрудничества; состояние торговых и платежных расчетов с другими странами; деятельность международных монополий. [17]
Имея большой потенциал и накопленный опыт в сфере сельского хозяйства, следует создавать такие условия, чтобы использовать все то положительное, что создано предыдущими поколениями. Развитие сельского хозяйства является одной из составляющих экономической безопасности страны. [18]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - принят 13 октября 1985 г., определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными гражданами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов в области внешнеторговой деятельности. Целями закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности страны, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. [19]
В то же время государственная экономика остается гарантом поддержания экономической безопасности страны, производства специфических товаров и услуг, важной опорой для развития высоких технологий. [20]
Такая доля природного газа в ТЭБ может считаться рациональной в силу лучших экологических характеристик газа как топлива по сравнению с углем и мазутом. Однако основная ориентация экономики на один вид энергоносителя отрицательно влияет на экономическую безопасность страны и увеличивает нагрузку на газодобывающую отрасль промышленности. В промышленно развитых странах Запала доля природного газа в топливно-энергетическом балансе не превышает 30 %, что обеспечивается за счет государственного регулирования цен на энергоносители. Цена на газ на внутреннем рынке России примерно в 3 раза ниже цены мазута и в 1 6 раза ниже цены угля. В рыночных условиях дешевый природный газ неизбежно вытесняет другие виды топлива, снижая их доли в ТЭБ. [21]
Государственные дотации в любой форме в рыночной экономике подрывают конкурентоспособность фирм, снижают их стремление к поиску путей повышения эффективности своего производства и снижению издержек. В этом случае государственные дотации выплачиваются тем фирмам и производствам, функционирование которых необходимо для поддержания экономической безопасности страны. Например, в США национальные судостроительные фирмы получают федеральные дотации, поскольку без них они не выдержат конкуренции с иностранными судостроителями. [22]
Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и низкими темпами их воспроизводства. Объемы проводимых геолого-разведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной промышленности, что в условиях быстрого роста добычи нефти способно создать серьезную угрозу энергетической и экономической безопасности страны в перспективе. Продолжает ухудшаться структура разведанных запасов нефти: происходит опережающая разработка наиболее рентабельных частей месторождений и залежей, а вновь подготавливаемые запасы сосредоточены в основном в средних и мелких месторождениях и являются в значительной части трудноизвлекаемыми. В целом объем трудноизвлекаемой нефти составляет более половины ее разведанных запасов. [23]
Распределение запасов нефти категории С2 по регионам России.| Распределение запасов газа категорий А В между сушей и шельфом России. [24] |
Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геолого-разведочных работ его не обеспечивают, что в перспективе ( особенно в условиях быстрого роста добычи нефти) может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны. [25]
Структура мировых запасов газа по странам ( 2001 г. [26] |
Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геолого-разведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности, что в перспективе, особенно в условиях быстрого роста добычи нефти, может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны. [27]
Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности, что в перспективе, особенно в условиях быстрого роста добычи нефти, может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны. [28]
Мировой опыт показывает, что на этом пути приходится предпринимать ряд важных шагов. Прежде всего необходимо: а) сделать отечественную валюту конвертируемой ( чтобы все желающие могли свободно обменивать ее на иностранную валюту), без чего невозможны нормальные мирохозяйственные связи; б) всячески поощрять производство и экспорт конкурентноспособной продукции на мировой рынок; в) в широких масштабах привлекать иностранный капитал, технологии и опыт в приоритетные области экономики ( особенно в топливно-энергетические отрасли) для конверсии и быстрого увеличения производства товаров народного потребления; г) продуктивно использовать крупномасштабную финансовую и техническую помощь международных организаций и развитых государств. Одновременно важно проявлять заботу об эбеспечении надежной экономической безопасности страны: защищать национальную экономику от разрушительного воздействия международной конкуренции, не допускать опасной зависимости жизненно важных отраслей хозяйства от иностранного капитала. [29]
Мировой опыт показывает, что на этом пути приходится предпринимать ряд важных шагов. Прежде всего необходимо: а) сделать отечественную валюту конвертируемой ( чтобы все желающие могли свободно обменивать ее на иностранную валюту), без чего невозможны нормальные мирохозяйственные связи; б) всячески поощрять производство и мсспорт конкурентноспособной продукции на мировой рынок; в) в широких масштабах привлекать иностранный капитал, технологии и опыт в приоритетные области экономики ( особенно в топливно-энергетические отрасли) для конверсии и быстрого увеличения производства товаров народного потребления; г) продуктивно использовать крупномасштабную финансовую и техническую помощь международных организаций и развитых государств. Одновременно важно проявлять заботу об обеспечении надежной экономической безопасности страны: защищать национальную экономику от разрушительного воздействия международной конкуренции, не допускать опасной зависимости жизненно важных отраслей хозяйства от иностранного капитала. [30]