Cтраница 3
В государственном секторе экономики основными типами организаций являются государственные унитарные предприятия, казенные предприятия и государственные корпорации. Государственное участие в условиях переходной экономики необходимо в целях обеспечения экономической безопасности страны. [31]
Однако либеральная концепция имеет, по меньшей мере, два существенных недостатка. Во-первых, уход государства из социальной сферы ведет к резкому усилению дифференциации по доходам и имуществу. Во-вторых, свобода конкуренции оборачивается упадком неконкурентоспособных обрабатывающих отраслей и утяжелением отраслевой структуры с ориентацией на добычу и экспорт сырья и топлива, что ставит под угрозу стабильность внешнеторгового и платежеспособного балансов, национальной валюты, экономической безопасности страны. [32]
Включает ряд этапов: формирование источников инвестирования; организацию инвестиционного процесса и его осуществление; контроль за ходом реализации и результативностью инвестиционных проектов. Федеральное регулирование в регионах исходит из того, что государство принимает на себя определенные обязательства по формированию и поддержанию благоприятного инвестиционного климата, сохранению единого экономического пространства, созданию равноправных условий для развития регионов, обеспечению экологической и экономической безопасности страны в целом. Регулирование осуществляется на тех же принципах, что и федеральное. Прямое регулирование осуществляется путем непосредственного участия федеральных органов в разработке и финансировании инвестиционных программ. [33]
Применительно к отраслям минерально-сырьевого комплекса, - это концепция полного ресурсообеспечения страны в любой обстановке, т.е. самообеспечения даже при изоляции страны в чрезвычайных обстоятельствах в будущем. Эта концепция, по сути, противоположна рыночной и проповедует идеологию железного занавеса, сдвинутую в будущее. Она не отражает ни реальной ситуации на карте мира, ни экономических соображений. Меры по обеспечению сырьевой экономической безопасности страны - это создание своего рода резервного потенциала страны в избыточных объемах и формах, ( не предназначенных для использования сегодня), но, возможно, потребу-ющихся в далеком будущем. Сегодняшний кризисный период, в принципе, не является временем, подходящим для создания таких дорогостоящих резервов. [34]
Коме того, надо заметить, что эти результаты подсчетов ЭРДА к 1975 г., и вообще содержание всего документа [3], несомненно, были использованы в США при составлении Национального энергетического плана [4], который президент США Джимми Картер направил 29 апреля 1977 г. в Конгресс. План начинается с общего обстоятельного и критического обзора нефтедобывающей промышленности США, причем отмечается: Диагноз американского энергетического кризиса предельно прост: спрос на энергетические ресурсы растет, в то время как нефти и природного газа становится все меньше. Если США не перестроятся прежде чем нефти останется совсем мало и она будет непомерно дорогой, то экономическая безопасность страны и американский образ жизни окажутся под серьезной угрозой... [35]
Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие ту или иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25 - 30 % капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100 % государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. [36]