Cтраница 1
Частные науки исследуют или бытие, или сознание, раскрывают их структуру и структурные закономерности, внутр. Предметом же философии является отношение между бытием и сознанием. Только так понимаемая философия ( как общий метод по отношению к частным наукам) является в то же время развивающейся, относительно самостоятельной, самой общей теорией. Научный метод - это внутренняя ( имманентная) закономерность движения человеческого мышления, взятого как субъективное отражение объективного мира, пли, что одно и то же, как пересаженная или переведенная в человеческое сознание объективная закономерность, используемая сознательно и планомерно как орудие для объяснения и изменения мира ( Теория на отраженнето, в кн.: Избрани произв. [1]
Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, отходя на время от объекта, в конечном счете приходить к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика. [2]
Все частные науки охватываются диалектико-материалис-тической философией в качестве общей науки. [3]
Фрагмент классификации фундаментальных наук Наука Система Вид отношений. [4] |
Иерархия частных наук представляет результаты исследований фрагментов реальности ( целого) с различных позиций, что позволяет выявить специфические особенности исследуемых объектов и явлений. [5]
Философия и частные науки - естественные, технические, гуманитарные - развиваются в неразрывной связи друг с другом. Что же дает диалектико-материалистическая философия этим наукам. [6]
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, участвовать в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. [7]
Янусианская установка в частных науках является относительно новой. Она рождена нашим столетием. Но она не нова в философии, где еще с античности пытались осмыслить ее отражения в познании. Гегелю принадлежит внешне парадоксальное положение: Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения ( Работы разных лет. Это положение не следует понимать буквально. Речь идет о нахождении противоречий, отражение которых развертывается в понятии, теории, приводящих к открытиям и тем самым получающих свое подтверждение на практике. В книге С.Л.Франка Непостижимое, изданной в 1939 году в Париже ( и переизданной в нашей стране в 1990 году), убедительно показана трансрациональная антиномичность всей реальности и необходимость в связи с этим особой гносеологической установки, названной автором принципом антиномистического монодуализма. [8]
Верное философское обобщение выводов частных наук возможно только с позиций диалекти-ко-материалистической философии. [9]
Итак, философские проблемы частной науки - это такие теоретические частнонаунные проблемы, предполагаемые решения которых ( гипотезы, теории) требуют философской интерпретации. Здесь имеется возможность для совместной деятельности философов и представителей частных наук. [10]
Верное философское обобщение выводов частных наук возможно только с позиций диалекти-ко-материалистической философии. [11]
Верное философское обобщение выводов частных наук возможно только с позиций диалекти-ко-материалистической философии. [12]
Верное философское обобщение выводов частных наук возможно только с позиций ди-алектико-материалистической философии. [13]
Верное философское обобщение выводов частных наук возможно только с позиций диалектико-материали-стической философии. [14]
Промежуточным звеном, соединяющим философию и частные науки, является не только системный подход, но и другие методы исследования. Каждый из них отражает и реализует их в конкретных областях знаний. [15]