Нигилизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Человек, признающий свою ошибку, когда он не прав, - мудрец. Человек, признающий свою ошибку, когда он прав, - женатый. Законы Мерфи (еще...)

Нигилизм

Cтраница 3


Метафизическое отношение к миру, породившее подавляющее человека отчуждение, в эпоху нового времени вылилось во всевластие науки и техники, растущий нигилизм и обезбожение. Научное сознание заменяет действительность картиной мира, которую оно стремится покорить.  [31]

Однако борьба коммунистов против проявлений национального нигилизма никоим образом не означает, что допустим нигилизм в отношении интернационального, а к этому нигилизму скатываются или могут скатиться те, кто абсолютизирует специфически национальное, кто возводит частное, местное во всеобщую категорию и пытается навязать его всем остальным.  [32]

В еще большей мере все это должно относиться и к самому человеку, к нашей собственной биологической природе, по отношению к которой нельзя допускать нигилизма.  [33]

Отрицание этого положения, даже одно сомнение в нем, есть признак слабости, безнадежной путаницы, ничтожества, разъедающего скепсиса; оно хуже, чем простой нигилизм, это - дикий хаос, и так далее в столь же изысканно-любезном стиле. Как это водится у всех пророков, здесь нет научно-критического исследования и обсуждения - здесь г-н Дюринг просто мечет громы и молнии нравственного негодования.  [34]

Данные процессы, как известно, во многом обусловлены кризисным состоянием экономики, криминализацией практически всех сторон жизнедеятельности общества и государства, распространением в общественном сознании населения эколого-правового нигилизма и неверия в способность государственно-правовых институтов обеспечить реальную реализацию гражданами закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав, законных интересов и свобод.  [35]

Данные процессы, как известно, во многом обусловлены кризисным состоянием экономики, криминализацией практически всех сторон жизнедеятельности общества и государства, распространением в общественном сознании населения эколого-правового нигилизма и неверия в способность государственно-правовых институтов обеспечить реальную реализацию гражданами закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав, законных интересов и свобод.  [36]

Продумывая эту идею с позиций своей - как мы видели, физиологически ориентированной - философии жизни, Ницше приходит к выводу, что, ограничиваясь узким смыслом понятия нигилизм, его современники не смогли понять истинной сути этого явления. Ибо суть эта может быть понята лишь на фоне широкого всемирно-исторического толкования нигилизма. Взятый в таком толковании, нигилизм - это внутренняя логика декаданса, и объем соответствующего понятия, следовательно, настолько же широк, сколь и объем понятия декаданса.  [37]

Если, однако, мы признаем неизбежность существования различных, вплоть до конкурирующих, этических теорий, то здесь нас подстерегает другая опасность - этический релятивизм ( или даже нигилизм), то есть утверждение того, что любой, в том числе низменный, поступок может быть оправдан, стоит только выбрать подходящую для этого теорию. На самом деле-это далеко не так. Все этические теории, которые достаточно продуманы и обоснованы ( обоснованы в том числе и историческим опытом людей), а не являются всего лишь произвольной игрой ума, в большинстве случаев сходятся в конкретных оценках, которые в их рамках могут получать те или иные поступки, хотя и расходятся в обосновании, в оправдании этих оценок.  [38]

Распространение подобных нетрадиционных религиозных движений в современном российском обществе далеко не случайно, и в качестве одного из своих истоков имеет такое явление, характерное для России и Европы, как нигилизм, провозгласившее коренную переоценку всех ценностей.  [39]

Однако стиль работы директора ( ректора), педагогических и ученых советов, классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.  [40]

Правдивость - принцип лекционной пропаганды, предполагающий освещение явлений, событий, фактов во всей их сложности и противоречивости, с партийных позиций, объективно, принципиально, без искажения их действительной сущности, без критиканства и нигилизма.  [41]

Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общему характеру его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на естественность миропорядка, но в то же время чуждого богоборчеству и нигилизму.  [42]

Изложенные соображения дают основание считать, что в подходе к СЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, когда в стремлении к большей экономической самостоятельности от центра местные власти насаждают зоны административными, волюнтаристскими методами без необходимой проработки вопроса, так и нигилизм. Решения о создании зоны должны приниматься очень ответственно, с учетом местных условий и сложной природы самих зон. Они не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед советским народным хозяйством, но в ряду других инструментов могут облегчить построение в нашей стране открытой экономики.  [43]

В этой ситуации со всей очевидностью обнажается социальная опасность как любых форм культурной самоизоляции, уводящей человека в воображаемый мир субъективных и спекулятивных духовных переживаний, оторванных от реальных проблем времени, так и реакционной культуры, насаждающей культ насилия, расового превосходства, нравственного нигилизма. Вместе с тем возрастает общечеловеческая роль К - к.  [44]

Этот процесс разложения естественным образом, как мы могли убедиться, взаимодействует с относящейся к нему субъективной позицией, с одной стороны, разрушая или переплавляя ее, с другой - отбрасывая к пустой беспредметной субъективности, где поверхностному взгляду она видится крайне интенсивной, но по сути в основном успокаивается на нонконформистском нигилизме или на реставрационном скепсисе, обретая таким образом внутренний комфорт. С какой бы точностью ни прослеживались все эти процессы преобразования, как бы ни оценивалось их значение, ясно лишь одно - религиозная потребность у множества людей, пусть даже в теоретически непоследовательной, редуцированной или искаженной форме, продолжает жить. Было бы непониманием этого важного общественного феномена, если бы в нем видели всего лишь влияние пережитков прошлого; и от сути дела не должны отвлекать ни часто вульгаризируемая антирелигиозная пропаганда, ни модная приверженность золотому веку религиозного, магического или даже прамагического периодов. Религиозная потребность наших дней - это ( с общественной точки зрения) субъективно необходимо возникающая потребность, следовательно, нечто, неизбежно вызываемое существенными, действенными социальными силами эпохи, независимо от того, насколько искаженно отражает способ их проявления производимую и воспроизводимую ими действительность и насколько искаженно он на нее реагирует.  [45]



Страницы:      1    2    3    4