Cтраница 2
Газеты и журналы, передавая это голословное обвинение молвы, не сочли себя обязанными решительно и категорически отразить ату бессмысленную клевету. Таким образом, tacito modo пожар точно и действительно был признан делом нигилистов. [16]
Говоря попросту, Ньютон явно ошибся, и советский ученый Е. В. Александров поправил его. Однако, чтобы позолотить пилюлю и не заслужить нелестной в ученых ругах репутации нигилиста и ниспровергателя, Александров даже в статьях об ошибках ученого неизменно делает реверанс перед его авторитетом. [17]
Естествознание, утверждал ученый, всегда шло и всегда будет идти к истине путем соединения доктрин и теорий с наблюдением и опытом. Вот почему тех, кто обходит доктрины и теории, он называл отрицателями, нигилистами. Неправильно, говорил он, сводить науку к единичным фактам, ибо сила науки в теоретическом мышлении. Если нет теоретического обобщения, то наше знание еще не является наукой, силой, а оно есть рабство перед изучаемым. [18]
Рост народного хозяйства ] цар-ствгшание Александра II сначала правительственной практикой, а потом временными правилами о печати, изданными в 1865 году, была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати; последняя получила теперь такую широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов, которой она никогда не имела прежде и которую она использовала в полной мере. Духовными вождями чрезвычайно возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60 - х годах становятся два журнала - Современник Чернышевского и Добролюбова и Русское Слово Писарева; первый сосредоточивал свое внимание на вопросах политических и особенно социальных и проповедовал переустройство общества на социалистических началах; в Русском Слове нигилисты ( или, как они называли себя, мыслящие реалисты) во-главе с. Писаревым проповедовали полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и предрассудков, причем в понятие предрассудков, обветшалой рухляди или хлама включались не только религиозные верования и моральные принципы, но и семейные путы и даже - поэзия Пушкина. [19]
Так, в античном обществе в определенные периоды высказывались взгляды, что все новое - хуже старого, что общество, нравы и язык деградируют, портятся. Под отрицанием здесь понимается возврат к прошлому. Иной тип отрицания предлагают откровенные нигилисты, которые стремятся отбросить, уничтожить, полностью преодолеть старое явление. Такое понимание отрицания как уничтожения весьма характерно для метафизической философии. Наконец, отрицание можно понимать как переход к чему-то принципиально новому, в частности, как переход в противоположность, где, однако, связь с прошлым не порывается: все лучшее из старого сохраняется в новом. [20]
Директор заявил при этом отцу, что он не потерпит в гимназии атеистов и нигилистов. [21]
Характерно, что Тургенев ( конечно, человек 40 - х годов), ра. Современником, перебежал в Русский вестник Каткова, который к тому времени успел уже достаточно обнаружить свои ппстоящие тенденции. Роман Тургенева Отцы и дети, который, что бы том пи говорили, направлен был против нигилистов ( хотя благодаря художественной искренности автора нигилист Базаров вышел все-таки симпатичнее нсех других персонажей романа), помещен был в Русск. А между том Катков в своем журнале уже вел доносительную кампанию против демократов, а вскоре ополчился и на Герцена ( личного друга Тургенева), обливая его ушатами помоев. [22]
Поражение России в Крымской войне и последовавшие за ней отмена цензурных препон и административных запретов и, прежде всего, крепостного права, определенное раскрепощение мысли, слова и нравов стимулировали дальнейшую критику власти, общественных порядков и моральных устоев. Писарев выразил это набиравшее силу умонастроение следующими словами: то, что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет, и не может быть. Тех, кто решительно порицал и отвергал существующее и, еще вчера казавшееся общепринятым, стали называть нигилистами ( от лат. Нигилизм отнюдь не предполагал в качестве обязательного условия наличия еще и какого-то положительного мировоззрения, программы действий; зачастую он выступал лишь как голое отрицание существующего и общепринятого, задорное умонастроение и вызывающее поведение, преходящие вместе с молодостью. [23]
Характерно, что Тургенев ( конечно, человек 40 - х годов), ра. Современником, перебежал в Русский вестник Каткова, который к тому времени успел уже достаточно обнаружить свои ппстоящие тенденции. Роман Тургенева Отцы и дети, который, что бы том пи говорили, направлен был против нигилистов ( хотя благодаря художественной искренности автора нигилист Базаров вышел все-таки симпатичнее нсех других персонажей романа), помещен был в Русск. А между том Катков в своем журнале уже вел доносительную кампанию против демократов, а вскоре ополчился и на Герцена ( личного друга Тургенева), обливая его ушатами помоев. [24]
Зависимость требуемого октанового числа от свойств риформата. Цифры на кривых показывают октановое число неароматической части риформата. [25] |
Это эмпирическое средство узнать истину решительно неприменимо там, где мнение нации дробится, что имеет место почти всегда. Какое из общественных мнений Франции есть истинное: мнение католиков или мнение франмасонов. И раз я русский, какому из национальных мнений должен я пожертвовать моими субъективными идеями: мнению официальной и официозной России, России настоящего, или тому мнению, которое исповедуют несколько миллионов наших староверов, зтих истинных представителей традиционной России, России прошлого, для которых наша церковь и наше государство в их настоящем виде суть царство Антихриста; а то, может быть, не обратиться ли нам еще и к нигилистам: ведь они, быть может, являют собой будущее России. [26]
Практик и не догадывается, что выдвинутое им страшное слово сразу выдает психологию буржуазного интеллигента, не знакомого ни с практикой, ни с теорией пролетарской организации. Именно фабрика, которая кажется иному одним только пугалом, и представляет из себя ту высшую форму капиталистической кооперации, которая объединила, дисциплинировала пролетариат, научила его организации, поставила его во главе всех остальных слоев трудящегося и эксплуатируемого населения. Дисциплина и организация, которые с таким трудом даются буржуазному интеллигенту, особенно легко усваиваются пролетариатом именно благодаря этой фабричной школе. Русскому нигилисту этот барский анархизм особенно свойственен. [27]
В устах реакционеров 60 - х гг. 19 века в России-название человека прогрессивного, радикально-демократического образа мыслей, отрицательно относившегося к установившимся традициям и идеологии дворянско-буржуазного общества. По поводу слова нигилист Тургенев писал: Выпушенным мною словом нигилист воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом. Не в виде укоризны, не с целью оскорбления было употреблено мною это слово, но как точное и уместное выражение проявившегося исторического факта; оно было превращено в орудие доноса, бесповоротного осуждения-почти в клеймо позора. Фактически слова нигилизм, нигилист употреблялись в русской литературе и ранее. [28]
Антикультурные чувства и отношение враждебности к культуре также имеют солидную историю. Тогда критики эстетизма вместо culture использовали изобретенное ими издевательски-имити-рующее culchah. Затем определенная враждебность возникла в результате германской пропаганды времен первой мировой войны, сосредоточивавшейся вокруг якобы превосходящей все остальное германской Kultur. В первые десятилетия нашего века русские и зарубежные нигилисты и авангардисты, а затем молодежные вожди и массы 60 - х - 70 - х годов на Западе выступали за то, чтобы разрушить культуру как опору традиции и главное препятствие на пути в будущее человечества. [29]
Там речей не тратить no - пустому, где нужно власть употребить. Мнение, будто Тургенев первый употребил слово нигилист, неверно. [30]