Cтраница 2
Квантовая механика заставляет по-новому взглянуть на известную теорему сложения ( Вероятностей для несовместных событий. Она требует учитывать не только несовместность рассматриваемых событий, но также и их различимость. Именно в этом и состоит новизна подхода. [16]
Мы знаем, что идея становится материальной силон, когда она овладевает массами. Когда же она приходит в голову лишь одному или немногим людям, она еще не выдержала проверки. Она может быть слабее предыдущих идей, в диалектическое противоречие с которыми она вступает, но способ-па оказаться и сильнее. Бывает и так, что сама новизна подхода к вопросу отпугивает, настораживает. И мы можем затормозить развитие нозых идей, препятствовать их сравнительной всесторонней оценке, если в самом ходе обсуждения будем, опираясь на поддержку большинства присутствующих, подавлять носителей этих идей, упрекать их в оригинальничанье, в том, что только они идут в ногу, а остальные идут не в ногу, и всячески высмеивать. [17]
Во введении дается общая дискуссия проводимых в настоящее время в гравитационной физике экспериментальных и теоретических работ и обзор содержания данного сборника. Далее идут основные главы книги в том порядке, в котором читались лекции. В первых четырех главах обрисовано основное содержание теории гравитации, а в остальных рассматриваются различные теоретические и экспериментальные вопросы, относящиеся к области интересов отдельных лекторов. При таком принципе выбора тематики неизбежны пробелы, но мы надеемся, что за отсутствие полноты охвата читатель будет вознагражден свежестью и новизной подхода. [18]
Очень важно понимать, что оптимизация природопользования возможна только на основе совершенствования всего процесса общественного производства. Организация специальных природоохранных служб хотя и нужна, но все же недостаточна для решения поставленных задач. В этом и состоит новизна подхода, предлагаемого в современных исследованиях экономических аспектов взаимодействия природы и общества. [19]
Однако аналоговые модели рассчитаны на применение в технических системах и представляют собой своеобразный метод численного решения систем линейных и нелинейных уравнений, т.е. они моделируют объекты, элементы которых описаны, например, множеством дифференциальных уравнений, включая нелинейные. Такими объектами являются самолеты, ракеты, космические корабли и другие более простые технические устройства. Аналоговое моделирование трудно было применить при описании сложных социально-экономических объектов в связи с тем, что оно ориентировалось на исследование исключительно технических систем. Автору известна лишь одна попытка ( в 60 - х годах) директора Института автоматики и телемеханики АН СССР академика В.А. Трапезникова перенести подходы аналогового моделирования на исследование экономических объектов. Однако она не была поддержана экономистами, видимо, вследствие чрезвычайной новизны подхода, отсутствия достаточной формализации экономических объектов и неразвитости экономике-математических исследований в тот период. Кроме этого, в 70 - е и 80 - е годы аналоговое моделирование и аналоговые вычислительные машины в основном были замещены цифровой вычислительной техникой и цифровыми моделями. Эти модели способны, с одной стороны, более эффективно и точно решать системы уравнений, однако, с другой, в значительной степени деформировали подходы аналогового моделирования, в котором каждый моделируемый объект воссоздавался в модели путем эквивалентного замещения элементов объекта типовыми блоками. [20]
Во-iix, вместо простого приспособления, обучение должно ориентире-людей на сознательный выбор альтернатив. Например, научные ис-икшания должны быть направлены на познание того, что должно быть Ч1п необходимо, а не того, что может быть или возможно. Такое IPJIпиление должно развивать воображение, делать акцент на будущих июстях, а не на прошлом опыте, пусть даже речь идет об опыте всего нсчества. Второй основной характеристикой инновационного обуче-шшиется принцип участия, подразумевающий участие отдельных лю-и целых обществ в процессе принятия важнейших решений на всех НН их, начиная с локального и заканчивая глобальным. Ион росы образования традиционно находятся в сфере внимания Рим-R) in клуба. Новизна подхода авторов Пределов обучения к глобальной Упсматике заключается и следующем: анализ перемещается с уровня Hi п пародов на уровень отдельного человека, который в конечном сче-ивляется единственной надеждой и единственной гарантией преодо-111 затруднений, стоящих перед человечеством. Исходя из этого, обу - Ис призвано развивать и подчеркивать не только общее, но и особен-I и человеке; не столько регулировать, сколько стимулировать его ( чело-I) деятельность. [21]
В это же время Дюркгейм, Мид, Болдуин и др. пытаются утвердить конституирующую роль социальных связей и продуктов по отношению к индивидуальному сознанию. При этом, однако, социальность рассматривается абстрактно, как чистое общение. Обществ, бытие сводится к обществ, сознанию, а последнее либо психологизируется ( Тард), либо био-лоптируется. Тем не менее эти концепции отмечены несомненной новизной подхода и оказали существ, влияние на ряд психологич. [22]