Cтраница 1
Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, но дают его философии иную, чем Фома, интерпретацию, опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как единичном, индивиде. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность ( субстанция) утрачивает свое значение самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций: Бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Понятно, что при этом различение субстанциальных и акцидентальных форм теряет свое значение, и главное понятие томизма - понятие субстанциальной формы - не считается необходимым. В результате умопостигаемое бытие вещи ( сущность) и ее простое эмпирически данное бытие ( явление) оказываются тождественными. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. [1]
Номиналисты утверждали, что общие понятия - это только названия вещей, дуновения звука, к-рым ничто реально не соответствует. [2]
Номиналисты считают, что общее не существует реально, в объективной действительности. Реальным существованием обладает лишь единичное, индивидуальное. Общее же существует лишь в умах людей, в сознании. Оно не что иное, как имя, название ряда единичных объектов. Объявляя единственной реальностью единичное, номиналисты по-разному решали вопрос о форме его существования. Окнам ( 1285 - 1349), считали, что единичное существует в виде чувственных, материальных вещей, другие формой существования единичного объявляли ощущения ( Дж. [3]
Номиналист разрешает поэтому связывать кванторами все и существует только такие свободные переменные, значениями к-рых являются конкретные предметы. [4]
Как номиналист, принимающий существование только конкретных единичных предметов, он исходит из того, что любое знание опирается на эмпирические факты. Но в науке такого знания фактов недостаточно, так как здесь достоверность опирается на всеобщее, а значит, недоступное опыту. Признавая в духе всего этого периода высшей наукой математику, он пытался увязать ее истины с сенсуализмом и с природой человеческого языка, развивая знаковую концепцию языка. [5]
Таким образом, номиналисты произвели логическое очищение понятия точки, показав, что всякое рассуждение о ней как о чем-то физически реальном есть лишь результат гипостази-рования отвлеченного понятия. [6]
Иначе говоря, номиналисты и реалисты расходились в решении коренных вопросов философии: что чему предшествует - объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи общим идеям или, напротив, идеи - вещам, движется ли человеческое познание от ощущений, непосредственно отражающих вещи, к понятиям или от понятий к вещам. Споры об универсалиях срастались с обсуждением догматов католической теологии. Точка зрения реализма использовалась церковью для философского обоснования различных догм, напр, мифа о грехопадении: считалось, что грех первого человека, Адама ( общий объект), касается всего рода человеческого, каждого человека в отдельности. [7]
Семантики повторяют ошибки средневековых номиналистов, но повторяют их в худшей форме. Средневековые номиналисты противопоставляли свою точку зрения религиозному антинаучному объяснению мира, современные семантики, напротив, подрывая веру в общие понятия, объявляя их фикциями, символами, лишенными содержания, препятствуют выработке научного-представ-ления о мире. [8]
Крайности, свойственные номиналистам и реалистам, пытался преодолеть итальянский богослов и философ Фома ( Томас) Аквин-ский ( 1225 - 1274) - основатель томизма. [9]
В противоположность реализму средневековому номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. [10]
В противоположность реализму средневековому номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. [11]
В противоположность реализму средневековому номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. [12]
В противоположность реализму средневековому номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. [13]
Галилей, пользуясь терминологией номиналистов, видел в чувственных качествах простые имена ( nomi), или слова, которым не соответствует что-либо объективно-реальное; объективно существуют фигуры, величины, движения. [14]
В тот период подход номиналиста Кейнса был более очевиден и наступление на количественную теорию, вызванное кей-нсианским анализом неполной занятости, касалось, в основном, подхода к спросу на деньги. [15]