Cтраница 2
Они непосредственно воплощаются в нормах культуры, морали и права. [16]
Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма. [17]
Он талант, а может быть, и гений. Он творит по канонам своей органической природы, и не мешайте ему рассуждениями об общеобязательных нормах ( или, говоря резко, о нормах культуры) профессора - он несет божественный дар прозрения, и поэтому ему все дозволено. [18]
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. [19]
Власть, основанная на том, что руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности, обычно называют законной властью или властью, основанной на традиции. Этот метод действен при условии, что исполнитель уже усвоил, что руководитель способен удовлетворить его потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. [20]
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной. [21]
Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или культурные, теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. [22]
Понятия коллективизм и индивидуализм в социальной психологии используются для изучения влияния на социальное поведение людей культуры, культурных норм, ценностей. Западное общество поддерживает и развивает ценности индивидуализма: самостоятельность, независимость, личные достижения, личное благосостояние, приоритет личных целей по сравнению с целями сообщества, группы, индивидуальный самоконтроль. Для стран Азии характерен коллективизм, в рамках которого на первое место ставят общественные обязательства, интересы семьи, трудового коллектива, рабочей или профессиональной группы. Принятие индивидом норм культуры, отождествление себя с ней, включение в свой внутренний мир как собственных ее ценностей, образцов, норм, стандартов называется идентификацией. Процесс идентификации осуществляется человеком в рамках индивидуалистической культуры путем приписывания себе личностных характеристик, а в рамках культуры коллективистской - путем отождествления себя с группой, с сообществом. В западной культуре не одобряется и расценивается как слабость уступчивость к давлению со стороны других людей или групп, в Японии согласование своих действий с другими людьми, наоборот, не считается признаком слабости и характеризуется как терпимость, как проявление самоконтроля и зрелости. Социальная психология, таким образом, интересуется стилями жизни, склонностями людей разных культур: чем принято гордиться, чего стыдиться, в чем и как находить удовлетворение; чему, кому и до какой степени подчиняться, как трудиться и выполнять свой профессиональный долг. [23]
Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако, этот метод станет деист венным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. [24]
Необходимость и одновременно блестящая возможность нового подхода по всему аспекту этих проблем приходит благодаря присоединению страны к системе мировой культуры. Поэтому, отечественная наука и образование, являющиеся приоритетной ценностью и обеспечивающие прогресс общества и национальную безопасность, должна строится как подсистемный элемент мирового сообщества, часть природного мира, но взятого уже не в традиционно узком-и национальном, а в общепланетарном измерении. Концепция науки и образования нашей страны, как и всех других, должна быть построена на глобальных идейных и нравственно-этических ценностях, вытекающих из осознания единства природы, общества и человека, взятых в их культурном и традиционном многообразии. Это означает, что социально-экономическое развитие страны должно гармонично сопровождаться приведением норм нравственности ее населения в соответствие с нормами общечеловеческой культуры, соответственно, при сохранении колорита национальных традиций. [25]
Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность выработать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно. Лая, должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая как бы в качестве механизма управления рефлексами, импульсами и воли учащихся согласно нормам культуры. [26]