Cтраница 2
Пленум обязывает все партийные комитеты и парторганизации принять дополнительные меры, направленные на расширение гласности, развитие критики и самокритики, особенно критики снизу, в полной мере использовать это испытанное оружие в целях воспитания кадров в духе непримиримости к недостаткам, здоровой неудовлетворенности достигнутым, искоренения всякого рода отступлений от норм социалистической нравственности. Нужно всегда исходить из того, что отношение к критике - это важный показатель политической зрелости кадров, их готовности к переменам, способности па деле осуществлять перестройку. В партии не может быть лиц, стоящих вне критики, равно как и лиц, не имеющих права критиковать. Должны решительно пресекаться любые факты зажима критики, а также попытки клеветников чернить честных, преданных делу работников, сводить личные счеты, прибегая к анонимкам и другим недостойным методам. [16]
Коммунистическая мораль по праву наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. [17]
В условиях рыночных отношений и острой конкурентной борьбы товаров и товаропроизводителей, если не в большинстве, то во многих случаях эгоизм и корысть преобладают над состраданием, сочувствием, стремлением понять интересы того, на кого мы работаем - потребителя, покупателя. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с разными формами отступления от норм нравственности, которые ведут к таким безобразным явлениям, как фальсификация товаров, искажение информации о фактическом качестве, недобросовестная реклама, обман, проникающий в отношения не только производителя и потребителя, но и в среду создателей и изготовителей, персонала, взаимодействующего в производственном процессе и управлении качеством. Сколько открытых и скрытых конфликтных ситуаций, психологических и профессиональных затруднений возникает при принятии решений в период создания продукции, во время ее изготовления, испытаний, эксплуатации. В тугой узел сплетаются чувство долга, инстинкт самосохранения, профессиональная гордость, самолюбие, материальный, экономический интерес. [18]
В некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может быть ограничено. Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например, когда он совпадает с именем, под которым давно выступает другой автор. И в том, и в другом случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами. [19]
Поскольку нормы нравственности регулируют отдельные стороны практически любых общественных отношений, предмет пх регулирования часто совпадает с предметом регулирования со стороны права, которое закрепляет те общественные отношения, которые имеют особо важное значение для господствующих классов. Получается, что очень многие виды общественных отношений регулируются одновременно и нормами нравственности, п нормами юридическими. Более того, самые существенные для государства моральные требования находят свое выражение в юридических нормах, приобретая тем самым поддержку со стороны официальной власти. Само собой разумеется, что господствующие классы поддерживают при помощи закона только такие нравственные нормы, которые соответствуют в первую очередь пх собственным интересам. Они закрепляют в праве свою мораль п те элементарные правила человеческого общежития, которые необходимы для общества как такового; нарушение таких норм представляет опасность для существования общества в целом, следовательно, и для данного класса. [20]
Бывает, что друзья обращаются к руководителю с просьбами, заведомо не согласующимися с нормами нравственности, а подчас и с законом. Невозможно понять этих людей которые не могут не знать, что ставят под удар доброе имя и авторитет своего руководящего друга. [21]
Кьеркегором) отдает решит, предпочтение перед греч. Sola fide) открывает перед человеком возможности, не считающиеся ни со строем бытия, ни с нормами нравственности, ставит его но ту сторону добра и зла. Здесь объявленный фидеизм грозит превратиться в волюнтаризм н вору в абсурд. [22]
Элементами социально ориентированного рыночного экономического мышления выступают такие черты государственнического мышления, как социальная ориентированность, осознание необходимости социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов. Чертами социально ориентированного рыночного мышления являются также осознание необходимости многообразия форм хозяйствования, партнерство, неконфрон-тационность, уважение законности и норм нравственности в экономической деятельности, цивилизованность. [23]
НОРМ права компетентными органами, в решении ими конкретных юридических дел ( о применении см. гл. Правильное рассмотрение многих юридических вопросов, например о лишении родительских прав, об оскорблении личности, о хулиганстве и других, в значительной мере зависит от учета норм нравственности. Нормы права, посредством которых решаются такие дела, предполагают необходимость основываться на нравственны5Г - требованиях. [24]
Такого рода построения фальсифицируют объективное содержание религии. Между тем мораль и нравственность представляют собой определенную общественную институцию; это совокупность требований, которые общество предъявляет к себе в целом и к каждому отдельному человеку. Следование нормам нравственности необходимо для стабильной жизни общества; их нарушение отрицательно сказывается на жизни каждого человека и всего общества в целом. [25]
Нравственность, мораль содержит чаще всего самые общие принципы, па основании которых дается оценка поведения, вырабатываются представления о добре п зле, правде и неправде, справедливости и несправедливости - нормы нравственности носят оценочный характер. Право, юридические нормы содержат не только принципы, но п более определенные правила поведения, предусматривают соответствующую меру возможного и должного поведения, не всегда содержат оценочный момент. Наконец, выполнение норм нравственности поддерживается внутренним убеждением людей и общественным мнением, средствами общественного воздействия, моральной ответственностью за пх нарушение. В то же время выполнение норм юридических поддерживается внешним организованным воздействием со стороны аппарата государственного принуждения, юридической ответственностью и государственным наказанием за их нарушение. [26]
Нормы коммунистической нравственности и нормы советского права, как правило, исполняются советскими людьми добровольно. Они обеспечиваются их высокой сознательностью, внутренним убеждением, силой общественного мнения и мерами общественного воздействия. Вместе с тем действие норм права гарантируется принудительной силой государственных органов, что нормам нравственности не свойственно. [27]
В производственном коллективе имеется достаточно возможностей для ее формирования. При решении этой воспитательной задачи необходимо изучить каждого работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности. В структуре такой моральной диагностики фиксируются следующие состояния: знание и глубина осмысления принципов и норм нравственности; развитость нравственной воли; характер поведения при преодолении трудностей, в конфликтных и экстремальных ситуациях; разнообразие и устойчивость нравственных умений. Каждое из первых трех состояний моральной диагностики необходимо соотносить с четвертым - с разнообразием, устойчивостью нравственных умений. Они выступают своеобразным индикатором уровня практической освоенности личностью принципов и норм нравственности, эффективности их применения в трудовой деятельности и общении, в нестандартных ситуациях. [28]
Существо религиозного миропонимания заключается в следующем. Бог управляет ( или боги управляют) жизнью вселенной и каждого отдельного элемента вселенной. Поэтому и все явления природы, и все общественные институции, в том числе организация власти и принятые в обществе нормы нравственности, имеют одно - божественное - происхождение. [29]
Когда и почему такое сомнение становится возможным. Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в сознании людей возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Это различение рождается вместе с философией, и неудивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии, прежде всего мифологии Гомера, обвиняя ее в логической непоследовательности и безнравственности. [30]