Cтраница 3
Такая же зависимость существует между показателями плавности работы зубчатой передачи и контакта зубьев. Поэтому при назначении комбинированных допусков в стандартах приведены ограничения. В частности, нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более, чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности. Так как плавность работы зубчатой передачи зависит от качества контакта зубьев, то нормы контакта разрешается назначать по более высоким степеням, чем нормы плавности. Это обуславливается нагруженностью передачи. Для малонагруженных передач нормы контакта и плавности могут быть одинаковыми, для тяжело нагруженных передач нормы контакта могут быть на две-три степени точнее норм плавности. [31]
Для каждой степени точности зубчатых колес и зубчатых конических передач установлены нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес в передаче. Допускается комбинирование этих норм для зубчатых колес и передач различных степеней точности. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев не могут назначаться по степеням точности более грубыми, чем нормы плавности. [32]
Это условное обозначение показывает, что по нормам кинематической точности принята 8-я степень точности, ДО нормам плавности работы - 7-я степень, а по нормам контакта зубьев - 6-я степень. При комбинировании разных норм степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности. Нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы колес и передач. [33]
В силу указанных причин, при назначении комбинированных допусков стандартами даны ограничения. Причем, эти ограничения различны для колес средних модулей и мелкомодульных колес. В частности, для зубчатых колес средних модулей ( ГОСТ 1643 - 56) установлено, что нормы плавности работы зубчатых колес могут быть не более, чем на две степени точнее или на одну степень грубее степени кинематической точности. Нормы же контакта зубьев не могут быть грубее степени плавности работы колес, так как плавность работы передачи не может быть обеспечена при плохом контакте зубьев. Наоборот, ГОСТ 1643 - 56 допускает назначать более жесткие требования по показателям контакта зубьев, чем по плавности работы колес. Это зависит от нагруженности передачи; для малонагруженных передач степени контакта и плавности должны иметь одну и ту же степень точности; при тяжело нагруженных передачах нормы точности по показателям контакта могут быть на 2 - 3 степени точнее норм плавности. [34]
Для узких косозубых колес крупных и средних модулей с коэффициентом осевого перекрытия е3 1 25 нормы контакта могут ( согласно ГОСТ 1643 - 72) назначаться на одну степень грубее норм плавности. Для мелкомодульных колес ГОСТ 9178 - 72 приводит несколько иные ограничения. Нормы плавности зубчатых колес и передач могут назначаться на одну степень точнее или грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев - на одну степень точнее или грубее норм плавности работы зубчатых колес и передач. [35]
Для каждой степени точности предусмотрена величина допусков и предельных отклонений размеров зубчатых колес, которые характеризуются кинематической точностью колеса, плавностью работы колеса и контактом зубьев. Нормы кинематической точности зубчатого колеса определяют величину полной погрешности ( неточности) угла поворота колеса за один оборот. Кинематическая точность особенно важна для передач, применяемых в точных кинематических цепях, например, в делительных цепях зубообрабатывающих станков. Нормы плавности работы зубчатого колеса определяют величину составляющих полной погрешности угла поворота колеса, многократно повторяющихся за оборот колеса. Плавность работы колеса зависит от погрешностей изготовления профиля зуба и величины основного шага. При точном изготовлении профилей зубьев колес и соблюдении одинакового шага зубчатая передача будет работать бесшумно и плавно. Нормы контакта зубьев определяют точность выполнения относительных размеров пятна контакта сопряженных зубьев колес в передаче. Контакт зубьев в передаче обеспечивает долговечность зубчатой передачи. [36]
Для степеней точности 1 и 2 допуски и предельные отклонения не даны. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливают нормы: кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес и передач. Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев зубчатых колес и передач разных степеней точности. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы зубчатых колес и передач, а также на одну степень грубее норм плавности. [37]
Для степеней точности 1 и 2 допуски и предельные отклонения не даны. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливают нормы: кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес и передач. Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев зубчатых колес и передач разных степеней точности. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы зубчатых колес и передач, а также на одну степень грубее норм плавности. [38]
ГОСТ 1643 - 81 ( СТ СЭВ 641 - 77, СТ СЭВ 643 - 77 и СТ СЭВ 644 - 77) установил систему показателей и допусков на них для эвольвентных цилиндрических зубчатых колес и зубчатых передач внешнего и внутреннего зацепления с прямозубыми, косозубыми и шевронными зубчатыми колесами с делительным диаметром до 6300 мм, шириной зубчатого венца или полушеврона до 1250 мм, модулем зубьев 1 - 55 мм. Для степеней точности 1 и 2 допуски и предельные отклонения не даны. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливают нормы: кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес и передач. Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев зубчатых колес и передач разных степеней точности. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням. [39]