Cтраница 1
Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых священных абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, и этому индивиду уже психологически трудно совершать запрещенные действия. Например, каннибализм, т.е. поедание человеческого мяса, вызывает у нас немедленную отрицательную психологическую реакцию. Нравственная норма делает это действие эмоционально невозможным. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко. [1]
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам. [2]
Качество нравственной нормы, действующей в коллективе, должно стать предметом постоянной заботы кадровой службы. Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то организация существовать долго, а тем более эффективно, не сможет. [3]
Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. [4]
В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам ( как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры ( как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к внутреннему человеку. Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа ( Ин. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. Поэтому человек должен приобщиться к духовной истине, как бы заново родиться от нее: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. [5]
Обычно имеет высокие нравственные нормы, хотя их не афиширует. Считает, что необходимо поступать справедливо, невзирая ни на что, присущ гуманизм. [6]
Устойчивое соблюдение нравственных норм общения и деятельности является показателем высокого уровня развития трудового коллектива, его социальной надежности и управляемости. [7]
Полное игнорирование нравственных норм трудового коллектива - явление исключительное. Оно может допускаться, как правило, отдельными его членами. Однако подобное их поведение разрушающе действует на морально-психологическое состояние коллектива. Это ведет к возникновению нравственных и деловых конфликтов в трудовом коллективе, что оказывает деформирующее воздействие на его нравственный климат и на настроение людей. [8]
Мораль как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания, также выполняет функцию регулятора поведения. В хозяйственных организациях, понимающих ценность человека, регулирование его поведения осуществляется на основе стимулирования направлений, соответствующих мотивам поведения. В этом случае эффективность воздействия наибольшая, причем иногда при минимальных затратах. [9]
Мораль как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания-выполняет функцию регулятора поведения человека. [10]
Макиавелли приписывают отсутствие знания нравственных норм. Следовательно, автор Государя прекрасно знал общечеловеческие нравственные нормы. Макиавелли не осуждал христианскую мораль, но он понимал, что мораль государей и христианская мораль несовместны. [11]
Сократа, размыслить о существенных нравственных нормах общежития, он делает еще двукратную напрасную попытку образовать себе удобного тиранна из Дионисиева преемника, Дионисия Младшего. [12]
Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах. [13]
Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников - и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах. [14]
Судить людей надо или по абсолютным нравственным нормам, или по нормам времени, в которое они живут. [15]