Cтраница 3
Ни для кого, наверное, не секрет, что налог на добавленную стоимость является самым сложным и противоречивым налогом в современной налоговой системе России. Данное обстоятельство приводит к многочисленным конфликтным ситуациям во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, к необходимости дополнительных разъяснений норм Закона и Инструкции со стороны Госналогслужбы России, Министерства финансов, судебных органов и региональных налоговых инспекций. Несмотря на огромное количество поправок в законодательные акты, объем вопросов по исчислению и уплате НДС не уменьшается. Более того, каждое изменение и дополнение влечет появление новых проблем. Неоднозначная трактовка налоговых норм приводит к тому, что споры по этому налогу занимают львиную долю из всех налоговых дел, рассматриваемых в арбитражных судах. Только в Высшем арбитражном суде дела по НДС составляют более 40 % от всех споров по вопросам налогообложения. [31]
Налоговое законодательство строится в строгом соответствии с Конституцией любого государства. В России установление федеральных налогов, их правовое регулирование, определение налоговых прав субъектов РФ находятся в ведении федерального центра и определяются статьями 71 - 75 Конституции РФ. В совместном ведении федерального центра и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения, норм налоговой ответственности за соблюдение требований налогового законодательства. Органы власти РФ и ее субъектов вправе на договорной основе делегировать друг другу нормотворческие полномочия по налогообложению. Законы и другие акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и не распространяются на ранее принятые налоговые нормы в отличие от актов, улучшающих финансовое состояние. [32]