Cтраница 2
Сказанное о Бентаме относится и к теории других утилитаристов, в том числе и к П.А. Покровскому, принимающему принцип утилитаризма как единственный и аксиоматический. Вот почему седьмая глава его работы является наиболее слабой и спорной. [16]
Начав уже цитировать Бентама в этой связи, я должен напомнить самое замечательное у него место: Карьеру искусства, великий путь, по которому идут инвесторы, можно сравнить с обширной и, может быть, безграничной равниной, усеянной провалами, вроде того, который поглотил Курция. [17]
В основе теории Бентама лежит этика, построенная на принципе гедонизма ( от греч. Эта довольно древняя традиция, восходящая к греческому философу Эпикуру и имеющая таких приверженцев в новое время, как Дж. [18]
Центральное понятие этики Бентама - польза, полезность ( utility Отсюда название его морально-философской доктрины - утилите ризм. [19]
Резко высказывался о Бентаме К. [20]
Этот человек ( универсальный потребитель Бентама) хорошо узнаваем, как раз он и становится центральной фигурой маржиналистского анализа. Модель экономического человека, для которого социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками, держащими его в некоторой узде, не позволяющими реализовы-вать свой эгоизм слишком откровенными и грубыми способами, в собственном смысле слова появляется именно здесь. И именно маржиналисты смещают фокус экономической теории в плоскость потребительского выбора, где человек предстает как максими-затор полезности. Целью обмена и производства они провозглашают получение максимального наслаждения и наибольшее удовлетворение потребностей. [21]
Что касается других экономических идей Бентама, то, как можно заметить, некоторые из них являлись предвосхищением будущего развития экономической теории. [22]
Все эти факторы, по Бентаму, влияют на поведение человека и, согласно ему же, они независимы от могущества страдания и удовольствия, а отсюда вывод: человек подчинен влиянию всех этих сил, и поэтому нельзя говорить, что его поведением руководят только страдание и удовольствие. [23]
Любопытно отметить, что по мысли Бентама единственной универсальной общественной наукой должна стать эвдемоника - наука достижения благосостояния. [24]
Исходной посылкой теоремы Парето стали взгляды Бентама и других ранних представителей утилитаризма из числа экономистов о том, что счастья ( рассматриваемые как удовольствие или полезность) разных людей аддитивны, т.е. могут суммироваться в некое общее счастье всех. По Парето критерием оптимальности является не общая максимизация полезности, а ее максимизация для каждого отдельного индивида в пределах обладания определенным исходным запасом благ. [25]
Итак, в чем же состоит учение Бентама. [26]
Столь же мало оснований презрительно трактовать лабазническую кропотливость Бентама и его стремление к детализации и конкретизации рецептов морального поведения. Трагедия моральных наук заключалась в том, что они давали только общие формулы, вроде императива Канта, неясные и чисто формальные. Бентам решительно порвал с этой словесной моралью и попытался сделать шаг вперед путем своей моральной арифметики, с одной стороны, и путем практического реформирования институтов права - с другой. [27]
Если бы даже и вся общая теория морали Бентама была ложной, одних его работ по реформе права и правовых институтов было бы достаточно, чтобы причислить его к величайшим реформаторам человечества. [28]
Философский и политический термин, относящийся к теориям Бентама ( Bentham) и его последователей, принявших за критерий оценки действий принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Хотя утилитаризм оказал значительное влияние на реформы, осуществленные парламентом Великобритании в начале XIX в. [29]
Среди предшественников юридического позитивизма нередко называют английского ученого Иеремию Бентама, который еще в конце XVIII в. [30]