Cтраница 2
То обстоятельство, что берлинцы удовлетворились этим, что они устроили шествие к дворцу, чтобы выразить королю благодарность за это, доказывает нагляднейшим образом необходимость революции 18 марта. Не только государство, но и граждане государства должны были быть революционизированы. [16]
Частностей я не намечаю: их легко уладить. Социал-Демократ) сойдемся на этом, то очень много шансов, что берлинцы ( имеющие типографию и жаждущие работы с определенной позицией) присоединятся, и тогда мы сможем противопоставить Союзу единую Лигу, развертывающую широкую деятельность. [17]
Налицо имеется следующий простой факт: ограничения дикаря иные, чем ограничения цивилизованного человека. Сравнение, проводимое нашим святым между обоими, - фантастическое сравнение, достойное образованного берлинца, все образование которого заключается в том, что он ровно ничего не знает ни об одном из них. Понятно, что ему совсфшенно неизвестны ограничения дикаря, хотя после многочисленных новых книг, содержащих описания путешествий, не такая уж мудреная вещь знать что-нибудь об этом; но что ему неведомы также и ограничения образованного человека, доказывает его пример с железными дорогами и воздушными полетами. Бездеятельный мелкий буржуа, для которого железные дороги упали точно с неба и который поэтому-то и воображает, что он сам изобрел их, немедленно, после того как один раз прокатился по железной дороге иачинает фантазировать о воздушных полетах. [18]
Die christlicbc Glaubenslehre in ihrer gcschichtlichen Entwicklung und im Kampfo mit der modernen Wissenschaft); первый том книги Штрауса вышел в 1840 г., второй - в 1841 году. В статьях, опубликованных в № 105 от 1 ноября 1841 г. и в № № 7 и 8 от 10 и 11 января 1842 г. под псевдонимами Берлинец и Тоже берлинец, была сделана попытка сгладить различие в позициях Штрауса п Фейербаха. [19]
Но, возможно, съезд вовсе и не состоится. Правительство старается любой ценой спровоцировать конфликт между народом и военщиной, дабы иметь возможность расправиться с нами, жителями Рейнской провинции, так же, как расправились с берлинцами. [20]
Die christlicbc Glaubenslehre in ihrer gcschichtlichen Entwicklung und im Kampfo mit der modernen Wissenschaft); первый том книги Штрауса вышел в 1840 г., второй - в 1841 году. В статьях, опубликованных в № 105 от 1 ноября 1841 г. и в № № 7 и 8 от 10 и 11 января 1842 г. под псевдонимами Берлинец и Тоже берлинец, была сделана попытка сгладить различие в позициях Штрауса п Фейербаха. [21]
Разве мнентго святого Санчо, поскольку оно не становится также и мнением других, дает ему власть над чем-нибудь, хотя бы над чужим мнением. Выдвигая здесь против коммунизма капитал своего мнения, святой Макс опять-таки делает только то, что пускает в ход против него самые застарелые и тривиальные буржуазные обвинения и думает, что сказал что-то новое только потому, что для него, образованного берлинца, эти избитые пошлости новы. [22]
Разве мнение святого Санчо, поскольку оно не становится также и мнением других, дает ему власть над чем-нибудь, хотя бы над чужим мнением. Выдвигая здесь против коммунизма капитал своего мнения, святой Макс опять-таки делает только то, что пускает в ход против него самые застарелые и тривиальные буржуазные обвинения и думает, что сказал что-то новое только потому, что для него, образованного берлинца, эти избитые пошлости новы. Наряду со многими другими и после многих других то же самое сказал гораздо лучше Дестют де Трасн лет тридцать тому назад - и позже - в цитируемой ниже книге. [23]
Мы ограничимся их перечислением; читатель же может обдумать эти доказательства, заимствовав их из какого-нибудь учебника геометрии. Прежде всего важно отметить, что теорема Пифагора обратима. Часто этот факт считают само собою разумеющимся, хотя на самом деле он не так очевиден: ведь из того, что каждый берлинец - немец, совсем еще не следует, что каждый немец обязательно будет берлинцем. [24]
Мы ограничимся их перечислением; читатель же может обдумать эти доказательства, заимствовав их из какого-нибудь учебника геометрии. Прежде всего важно отметить, что теорема Пифагора обратима. Часто этот факт считают само собою разумеющимся, хотя на самом деле он не так очевиден: ведь из того, что каждый берлинец - немец, совсем еще не следует, что каждый немец обязательно будет берлинцем. [25]
Бабефу ставится в вину, что он не обладал таким диалектическим талантом растворять различия. Так как Я при всех обстоятельствах есть также и человек, как соглашается позже святой Санчо, и так как этому Я идет, стало быть, на пользу также все то, что оно имеет в качестве человека, - например, в качестве берлинца ему идет на пользу берлинский Тиргар-тен, - то ему также при всех обстоятельствах идет на пользу право человека. Но так как он отнюдь не при всех обстоятельствах рождается в качестве королевского сына, то отнюдь нельзя сказать, что ему при всех обстоятельствах идет на пользу благоприобретенное право. Поэтому на почве права имеется существенное различие между правом человека и благоприобретенным правом. Если бы Санчо не должен был скрывать своей логики, то здесь следовало бы сказать: После того как Я, по Моему мнению, растворил понятие права так, как Я вообще имею обыкновение растворять понятия, - после этого борьба из-за этих двух особых видов права становится борьбой в пределах растворенного Мною, в Моем мнении, понятия и поэтому может в дальнейшем быть оставлена Мною в покое. [26]
Бабефу ставится в вину, что он не обладал таким диалектическим талантом растворять различия. Так как Я при всеХ обстоятельствах есть также и человек, как соглашается позже святой Санчо, и так как этому Я идет, стало быть, на пользу также все то, что оно имеет в качестве человека, - например, в качестве берлинца ему идет на пользу берлинский Тиргартен, - то ему также при всех обстоятельствах идет на пользу право человека. Но так как он отнюдь не при всех обстоятельствах рождается в качестве королевского сына, то отнюдь нельзя сказать, что ему при всех обстоятельствах идет на пользу благоприобретенное право. Поэтому на почве права имеется существенное различие между правом человека и благоприобретенным правом. Если бы Санчо не должен был скрывать своей логики, то здесь следовало бы сказать: После того как Я, по Моему мнению, растворил понятие права так, как Я вообще имею обыкновение растворять понятия, - после этого борьба из-за этих двух особых видов права становится борьбой в пределах растворенного Мною, в Моем мнении, понятия и поэтому может в дальнейшем быть оставлена Мною в покое. [27]
Сестру я попрошу ответить и мне и прямо Вам. Вы же, пожалуйста, поговорите с Финном и позондируйте его, а также, если не будет неудобно, задержите его в Цюрихе пару дней лишних, с тем чтобы я мог тоже повидаться с ним ( это много удобнее, чем здесь) и постараться загладить свою ошибку, вызванную ошеломляющим письмом берлинцев. [28]
К нерешительности, которую проявил берлинский народ, присоединяется полное отсутствие во всех партиях способных людей. Дух в этой столице духа полон благих намерений, но так же немощен, как и плоть. Даже своего Ганземана, своего Кампгаузена, своего Мильде берлинцы вынуждены были вывезти с Рейна или из Силезин. Берлин, который очень далек от того, чтобы быть немецким Парижем, не может быть даже назван прусской Веной. [29]
Но не несвободный сын дикой природы, а образованные люди придерживаются мнения, что дикарь свободнее образованного человека. Гальм) 89 не знает ограничений, существующих для образованного человека, ибо не может испытывать их-это так же ясно, как и то, что образованный берлинский бюргер, знающий сына дикой природы только по театру, ничего не знает об ограничениях, существующих для дикаря. Налицо имеется следующий простой факт: ограничения дикаря иные, чем ограничения цивилизованного человека. Сравнение, проводимое нашим святым между обоими, - фантастическое сравнение, достойное образованного берлинца, все образование которого заключается в том, что он ровно ничего не знает ни об одном из них. Понятно, что ему совершенно неизвестны ограничения дикаря, хотя после многочисленных новых книг, содержащих описания путешествий, не такая уж мудреная вещь знать что-нибудь об этом; но что ему неведомы также и ограничения образованного человека, доказывает его пример с железными дорогами и воздушными полетами. Бездеятельный мелкий буржуа, для которого железные дороги упали точно с неба и который поэтому-то и воображает, что он сам изобрел их, немедленно, после того как один раз прокатился по железной дороге, начинает фантазировать о воздушных полетах. [30]