Обожествление - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Опыт - это нечто, чего у вас нет до тех пор, пока оно не станет ненужным. Законы Мерфи (еще...)

Обожествление

Cтраница 3


Удивительные открытия совершаются в обстановке общественного самоочищения: в регионах, еще недавно успешно завершивших переход к развитому социализму, вдруг обнаруживаются слегка замаскированные структуры феодального общества, едва ли не средневековое обожествление живых и мертвых вождей. В других случаях толпы бывших атеистов собираются под зеленым знаменем ислама и ликами Христа, заявляют о своем существовании приверженцы самоликвидировавшейся грекокатолической церкви. Политический процесс осложняется межэтническими конфликтами, в генезисе которых немалую роль играют исторические предания. Раскрепощенное историческое сознание активно участвует в формировании новой многоликой политической культуры. Общественная мысль и практика, например, в России обращаются не только к ранним традициям большевизма и социал-демократии, происходит возрождение всего спектра национальных политических течений: от последователей М. А. Бакунина до сторонников династии Романовых.  [31]

Если справедлива теория, согласно которой всякая религия имеет своим истоком культ предков, почитание и умиротворение продолжающей жить души прародителя, в особенности героя и вождя, - то она могла бы удостоверить эту связь: мы ведь действительно зависим от того, что было прежде нас и что самым непосредственным образом концентрируется в авторитете отцов, господствующем над потомством. Обожествление предков, в особенности самых деятельных, самых активных - это как бы наиболее целесообразное выражение зависимости индивида от предшествующей жизни группы - какие бы иные мотивы этого ни демонстрировало сознание народов. Так, то смирение, с каким благочестивый человек возносит благодарение Богу за все, что он имеет и чем является, усматривая в нем источник свой сущности и своей силы, - ( это смирение) правильно было бы перенести на отношение индивида к совокупности. Ибо человек по отношению к Богу - это не просто ничто, но только пылинка, слабая, но все-таки не совершенно ничтожная сила, сосуд, открытый восприятию такого содержания. Если сущность проясненной идеи Бога состоит в том, что все пестрое многообразие, все противоположности и различия бытия и воления, в особенности же наши внутренние жизненные интересы, находят в нем свой исток и в то же время свое единство, то мы можем спокойно поставить на его место социальную совокупность; именно из нее проистекает вся полнота влечений, передаваемая нам в наследство как результат меняющихся приспособлений, многообразие отношений, в которых мы пребываем, образование органов, при помощи которых мы постигаем различные, часто с трудом сводимые воедино стороны мира - и все же социальная группа есть нечто достаточно единое, чтобы рассматриваться как реальная точка единства этих разнообразных воздействий. Так, божественное происхождение князей является, далее, только выражением полной концентрации власти в их руках; коль скоро появление социального единства, объективация целого относительно индивида, достигает определенной степени, оно является индивиду как небесная сила, и по отношению к ней, осознается ли она еще непосредственно как социальная или уже выступает в облачении идеи бога, точно так же встает проблема, сколь много может или обязан свершить индивид, дабы удовлетворить требованиям должного, и сколь много при этом проистекает от потустороннего для него принципа. В обоих случаях дело заключается в самостоятельности индивида относительно той самой власти, от которой он и воспринял силу для ( своей) самостоятельности и которая определяет для нее пути и цели. Так Августин помещает индивида в историческое развитие, по отношению к которому он столь же несамостоятелен и бессилен, как и по отношению к Богу; так вопрос о синергизме идет через всю историю церкви, а равно и определяет историю внутренней политики.  [32]

Другим обстоятельством, благоприятствующим процессу секуляризации, является феномен обожествления человека, который возник еще в культуре Возрождения. Апофеозом этого обожествления человека являются многие из нетрадиционных религиозных движений, в которых разрушение религии зашло настолько далеко, что их нельзя назвать в полном смысле слова религиозными. Одним из ярчайших проявлений обожествления человека в современной культуре является глава Церкви объединения Сан Мьян Мун, который находит много последователей и в России.  [33]

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к кото рому относятся подобным образом, и есть фетиш.  [34]

Между тем обожествление сил природы, скорее всего, такой иерархии просто не устанавливало, а если она и возникала, то это была, если можно так выразиться, зыбкая иерархия, иерархия сиюминутной религиозной потребности.  [35]

Греции изображение мужского полового органа, как символа производит, силы природы. Фаллич культ - обожествление органов оплодотворения, имевшее место у мн.  [36]

Разоблачая эту концепцию, В. И. Ленин писал: Общезначима и религия, выражающая социальное согласование опыта большей части человечества. Когда Луначарский говорил об обожествлении высших человеч.  [37]

Но затем, в процессе обожествления образа Иисуса, он стал мыслиться как сын божий. В Евангелии от Матфея объединены и рассказ о непорочном зачатии, и поименное перечисление братьев Иисуса, взятое из более ранних писаний. Однако с распространением веры в непорочное зачатие и в девственность Марии наличие сестер и братьев Иисуса стало ощущаться как противоречие, не соответствующее этой вере. В церковных кругах возникла целая дискуссия. Ориген ( начало III в.  [38]

Однако, уточняет Ленин, именно угадал, не больше. Мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении логической идеи, мышления. Задача Ленина - применить учение о развитии к процессу познания. В этой связи приобретает особенный вес категория практики, к-рую начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается как основа для формирования категориального, логич. А потому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология, и гносеология, есть динамич. Согласие с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различ.  [39]

Обожествление Августа началось в восточных провинциях, где были сильны традиции религиозного почитания царей. Для римлян, не привыкших к обожествлению живых людей, культу Августа была придана форма культа его гения, в котором были использованы древние римские представления о существовании у каждого человека личных гениев-хранителей. Культу гения Августа пытались придать мистический характер, гений представлялся не просто хранителем императора, а некоей высшей силой, вдохновляющей все его поступки и решения.  [40]

II, 46), идеальное обобщение и обожествление сил природы п общества, холодное т: нейтральное в отношении чело-веч, личности.  [41]

Основу новой пролетарской религии должна была составить идея обожествления рабочих масс. Их мессианская роль, по мнению богостроителей, заключается в создании принципиально нового типа человеческой цивилизации, в которой личность полностью растворится в коллективе.  [42]

В Византии была сильна языческая струя - идея обожествления императора, хотя формально император считался наместником Бога на земле.  [43]

После смерти В.И.Ленина была развернута деятельность по его обожествлению, а затем - четырех других вождей мирового пролетариата.  [44]

Подтвердились историей его мысли о том, что атеистическое общество неизбежно придет к обожествлению государства и в лице его земного владыки создаст себе нового божественного Цезаря, чтт марксизм неизбежно приведет к к К.  [45]



Страницы:      1    2    3    4