Cтраница 4
В противоположность кризисному сознанию, изначально тяготеющему сперва к абстрактной рассудочной метафизике, а затем - к явному иррационализму, стабилизационное сознание тесно связано с верой в положительный, т.е. мироутверждающий, разум. И, соотвественно, - с той или иной ( менее догматической или более скептической) формой рационализма, нередко перераставшего в сциентизм - убеждение в неограниченных возможностях науки, доходящее до ее обожествления и превращения в род религии. [46]
В исследованиях социологов нередко различаются два варианта тоталитаризма: праворадикалистский - фашистский, националистический и левоэкстремистский - троцкистский, сталинистский. Однако, в целом, в западных исследованиях акцент делается на сущностную одинаковость разных форм тоталитаризма: сверхцентрализация управления, волюнтаристские методы руководства ( волюнтаризм - деятельность, не считающаяся с объективными законами и нормативными правилами; иначе говоря, волюнтаризм - это самодурство, самоуправство), - культ руководящей личности на всех уровнях. Обожествление ( сакрализация) руководящей должности, руководящего кресла) - власть на всех уровнях находится в руках не подотчетной народу номенклатурной администрации. [47]
Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие прежде всего к даосизму, рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием все растет. Это способствует постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память. [48]