Бессодержательность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Демократия с элементами диктатуры - все равно что запор с элементами поноса. Законы Мерфи (еще...)

Бессодержательность

Cтраница 2


Определения красивого, которые можно найти и в старых и в современных книгах по эстетике, вызывают чувство раздражения своей бессодержательностью.  [16]

Но так как место старой религии не могло-де оставаться совсем незанятым, то мы получили взамен ее новое евангелие, евангелие, соответствующее пустоте и бессодержательности века, - евангелие маммоны.  [17]

Учащиеся увидят, что с вопросами общественного хозяйства в его развитии и его влиянии на общественную жизнь нельзя ознакомиться по одному или даже по нескольким из тех учебников и курсов, которые отличаются часто удивительной легкостью изложения, но зато и удивительной бессодержательностью, перелипанием из пустого в порожнее; что с вопросами экономическими неразрывно связаны самые животрепещущие вопросы истории и современной действительности и что корни этих последних вопросов лежат в общественных отношениях производства. Такова именно главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение.  [18]

Diilmngs Unrwalzuiig dcr Wisscnschai t - только остроумные попытки, высказанные мимоходом, и г. Михайловский считает поэтому возможным совершенно обойти массу существенных вопросов, которые затронуты в этом сочинении, несмотря на то, что эти остроумные попытки очень остроумно показывают бессодержательность социологии, начинающих с утопий; несмотря на то, что в этом сочинении дана подробная критика той теории насилия, но которой политико-юридические порядки определяют экономические и которую так усердно проводят гг. публицисты Русского Богатства. Михайловский, без опасения за свою субъективную философию, может называть ее остроумной.  [19]

Он был глубоко демократичен в научной жизни ( как, впрочем, и в жизни вообще); ему всегда были полностью чужды напыщенность и чинопочитание, - писал Е. М. Лифшиц - за советом и критикой - которые были всегда четки и ясны - к нему мог обратиться каждый, вне зависимости от своих научных заслуг и званий, при одном лишь условии: речь должна идти о настоящем деле, а не о том, чего он больше всего не любил в науке - пустом умствовании, прикрытой наукообразными сложностями бессодержательности и безрезультатности. Его ум был остро критичен; это свойство вместе с глубоко физическим подходом к вопросам делало дискуссии с ним столь привлекательными и полезными.  [20]

В презрении к истории, в невнимании к развитию человечества повинна целиком другая сторона; в этом повинны опять-таки христиане, которые, построив особую историю царствия божия, отказывают действительной истории во всякой внутренней значимости и признают эту значимость только за своей потусторонней, абстрактной и к тому же еще вымышленной историей; утверждая, что человеческий род достигает завершения в их Христе, они приписывают пстории мнимую конечную цель, якобы достигнутую Христом; они обрывают историю посреди ее течения и уже поэтому, последовательности ради, должны выдавать дальнейшие восемнадцать веков за дикую бессмыслицу и полную бессодержательность. Мы требуем, чтоб и истории было возвращено ее содержание, но в истории мы видим откровение не бога, а человека, и только человека.  [21]

Указавши на бессодержательность рассуждений народников о личности, он продолжает: Что социология в самом деле стремится всегда снести элементы индивидуальности к социальным источникам, в этом убеждает любая попытка объяснить тот или другой крупный момент исторической эволюции. Раз личность была сброшена со счетов, нужно было найти другой элемент. Струве совершенно прав, указывая, что теория классовой борьбы довершает, так сказать, общее стремление социологии сводить элементы индивидуальности к социальным источникам. Мало этого: теория классовой борьбы впервые проводит это стремление с такой полнотой и последовательностью, что возводит социологию па степень науки.  [22]

Эта спекулятивная уловка - конструировать что угодно и приводить самые разнородные вещи в мнимую причинную связь - действительно вошла в плоть и кровь нашего святого. Она достигает у него полнейшей бессодержательности и вырождается в паясническую манеру - с важным видом произносить тавтологии.  [23]

Эта спекулятивная уловка - конструировать что угодно и приводить самые разнородные вещи в мнимую причинную связь - действительно вошла в плоть и кровь нашего святого. Она достигает у него полнейшей бессодержательности и вырождается в паясниче-скую манеру - с важным видом произносить тавтологии.  [24]

Фома Аквинский понял, что всем прогрессивным в трудах философа можно пренебречь: главное же - в могущественных возможностях самого метода рассуждения Аристотеля. Церковь нуждалась в способах построения глубокомысленных рассуждений, полная пустота и бессодержательность которых была бы скрыта игрой слов, а также в придании слову изначального мистического смысла. И Фома Аквинский стал обучать христиан, как надо, исходя из природного разума - разума аристотелевской философии, строить рассуждения, приводящие к обоснованию религиозных догматов.  [25]

Не следует, господа, отвечал я им, понимать все непременно уже в смысле уложения о наказаниях. Не следует смешивать авантюру революционного направления, внутренне-противоречивого, беспринципного, шаткого, прикрывающего бессодержательность широковещательностью и потому неизбежно обреченного на банкротство, - с авантюрой проходимцев, которые прекрасно знают, что совершают деяния уголовно-наказуемые и что грозит им обличение в мошен-стве. Мы обвинили вас в авантюризме, прямо и точно говоря ( см. № № 23 и 24 Искры), что вытекает это из вашей полной беспринципности во всех основных вопросах международного социализма, из невероятной путаницы воззрений в вашей наскоро состряпанной и под пикантным; соусом преподнесенной потребителю аграрной программе, из шаткости и беспочвенности вашей: террористической тактики. А вы отвечаете: смотрите, нас ругают авантюристами-жуликами-мо-шенниками, нас оскорбляют, нас обижают. Ведь эти вопли, почтеннейшие господа, очень походят на то, что по существу-то вам возразить нечего.  [26]

Чем больше расширяется народное движение, тем больше раскрывается настоящая природа различных классов, тем насущнее задача партии руководить классом, быть его организатором, а не тащиться в хвосте событий. Чем больше развивается везде и повсюду всяческая революционная самодеятельность, тем очевиднее становится пустота и бессодержательность рабо-чедельских словечек о самодеятельности вообще, повторяемых так охотно всяким крикуном, тем больше выступает значение социал-демократической самодеятельности, тем выше требования, предъявляемые событиями нашей революционной инициативе. Чем шире новые и новые потоки общественного движения, тем важнее крепкая соц. Чем больше работает на руку нам независимо от нас идущая демократическая пропаганда и агитация, тем важнее организованное руководство социал-демократии для охраны независимости рабочего класса от буржуазной демократии.  [27]

Рост производительности труда в результате разделения труда и капиталистического применения машин сопровождается в целом ухудшением положения рабочих. Машины в капиталистических странах вызывают рост безработицы ц массовый травматизм, пх спутниками являются интенсификация, монотонность п бессодержательность труда, усиление деспотизма капитала п казарменной дисциплины.  [28]

Это сочинение назначено для ознакомления читателей не только с наблюдениями, опытами и законами химии, не только с некоторыми ее применениями к промышленности сельской и заводской, но и с химическими воззрениями на неизменную сущность изменяющегося вещества. Назначая это сочинение для вступающих в науку, я все время помнил настоятельную необходимость выяснить шаткость ничем не стесненной мысли, пустоту и бессодержательность простого созерцания природы, прелесть же и силу постижения бесконечного в частных формах и явлениях, когда мысль, руководимая и ограниченная наблюдением и опытом, пытается связать отрывочное, узнанное ранее и современное, общим началом, законом, системою, гипотезою и теориею.  [29]

В том и заключается основная ошибка всякой интеллектуалистиче-ской теории, и этой в частности, что она при объяснении пытается исходить из того, что в сущности и подлежит объяснению. В этом ее антигенетичность ( признаки, отличающие высшие формы развития речи, относятся к ее началу); в этом ее внутренняя несостоятельность, пустота и бессодержательность, ибо она в сущности ничего не объясняет и описывает порочный логический крут, когда на вопрос, из каких корней и какими путями возникает осмысленность человеческой речи, отвечает: из интенциональной тенденции, т.е. из тенденции к осмысленности. Такое объяснение всегда будет напоминать классическое объяснение мольеровского врача, который усыпительное действие опия объясняет его усыпительной способностью. Штерн прямо и говорит: На определенной стадии своего духовного созревания человек приобретает способность ( Fahigkeit), произнося звуки, иметь нечто в виду, обозначать нечто объективное ( 6; с. Чем же это не объяснение мольеровского врача - разве что переход от латинской терминологии к немецкой делает еще более заметным чисто словесный характер подобных объяснений, голую подстановку одних слов вместо других, когда в объяснении другими словами выражено то же самое, что нуждалось в объяснении.  [30]



Страницы:      1    2    3    4