Cтраница 1
Бессознательность, непроизвольность действия или движения, свойство автоматического ( во 2 знач. [1]
И с каждым днем доверчивая бессознательность и бессознательная доверчивость будут отпадать, особенно со стороны пролетариев и беднейших крестьян, которых жизнь ( общественно-экономическое положение их) учит не верить капиталистам. [2]
Более того, фактор бессознательности ( во внешне сознательной деятельности) является более важным, чем фактор сознательности. [3]
Поэтому эгоцентризм ребенка сопровождается известной бессознательностью, которая, в свою очередь, могла бы выяснить некоторые черты детской логики. Экспериментальное исследование Пиаже, посвященное выяснению того, насколько ребенок способен к интроспекции, приводит его к подтверждению этого положения. [4]
Прудон раз навсегда положил конец этой бессознательности. Он отнесся серьезно к человечной видимости экономических отношений и резко противопоставил ей их бесчеловечную действительность. Он заставил их в действительности быть тем, чем они являются в их собственном представлении о себе, или, вернее, он заставил их отказаться от этого представления о себе и признать свою действительную бесчеловечность. Он поэтому вполне последовательно изобразил в качестве фактора, фальсифицирующего экономические отношения, не тот или иной вид частной собственности в отдельности, как это делали остальные экономисты, а частную собственность просто, в ее всеобщности. [5]
Прудон раз навсегда положил конец этой бессознательности. Он отнесся серьезно к человечной видимости экономических отношений и резко противопоставил ей их бесчеловечную действительность. [6]
Прудон раз навсегда положил конец этой бессознательности. Оп отнесся серьезно к человечной видимости экономических отношений и резко противопоставил ей их бесчеловечную действительность. Он заставил их в действительности быть тем, чем они являются в их собственном представлении о себе, или, вернее, он заставил их отказаться от этого представления о себе и признать свою действительную бесчеловечность. Он поэтому вполне последовательно изобразил в качестве фактора, фальсифицирующего экономические отношения, не тот или иной вид частной собственности в отдельности, как это делали остальные экономисты, а частную собственность просто, в ее всеобщности. Он сделал все, что может сделать критика политической экономии, оставаясь на политико-экономической точке зрения. [7]
В данном случае механическое означает то, что совершается с автоматизмом - н бессознательностью - инстинкта. Сама эта терминология представляет здесь рудимент картезианства с его представлением о животных ( в отличие от человека) как о бездушных механизмах. Однако она же позволяет заключить, что идея органического развития ( эволюционизма) - по крайней мере, у Канта - внедрилась, дав свои продуктивные результаты, прежде всего в применении к рассмотрению развития специфически человеческих способностей - способностей применения разума, история развития которых, в кантовской интерпретации, совпадает с историей Просвещения, Прогресса, поступательного развития человеческого рода как целого. А теперь, как становится очевидным, эта история расшифровывается под углом зрения человеческой свободы, развития способности человека действовать, опираясь на свободную волю, коренящуюся в его разумности. [8]
Революционное оборончество есть, с одной стороны, плод обмана масс буржуазией, плод доверчивой бессознательности крестьян и части рабочих, а с другой - выражение интересов и точки зрения мелкого хозяйчика, который заинтересован до известной степени в аннексиях и банковых прибылях и который свято хранит традиции царизма, развращавшего великороссов палачеством над другими народами. [9]
Программы кадетов и трудовиков, как программы либеральная и демократическая - при своей непоследовательности, иногда запутанности и бессознательности обеих программ - рельефно выразили это развитие реальных путей, которые находятся оба в рамках капитализма, которые проводятся в жизнь неуклонно в течение более полувека. [10]
Корень зла именно в том, что мелкобуржуазная масса самым своим экономическим положением подготовлена и удивительной доверчивости и бессознательности, что она все еще полуспит и во сне мычит: вполне легко вернуть назад добровольно уступленное. [11]
Все марксисты, все социалисты всех стран указывают пальцами на такие примеры и, начиная с Маркса и Энгельса, говорили о рабочих, подкупленных буржуазией по бессознательности, по своим цеховым интересам. Они продали свое право первородства, право на социалистическую революцию тем, что вошли в союз со своими капиталистами против громадного большинства рабочих и угнетенных трудящихся слоев в собственной стране, своего собственного класса. [12]
Строго говоря, представление о бессознательном характере аутисти-ческой и эгоцентрической мысли лежит в самой основе концепции Пиаже, ибо, по его основному определению, эгоцентрическая мысль - это мысль, не сознающая своих целей и задач, мысль, удоа1етворяк - щая неосознанные стремления. Но и это положение о бессознательности артистического мышления оказывается поколебленным в новом исследовании. [13]
Физика, проверяя свои теории непосредственным критерием опыта и практики, всегда шла по пути раскрытия объективных свойств мира, и этим объясняется то, что подавляющее большинство физиков фактически оказывались стихийными материалистами. Однако слабость стихийного материализма, заключающаяся в его бессознательности и неумении философски осмыслить опытные данные науки, вела к тому, что часть буржуазных ученых, под влиянием реакционной идеологии господствующих классов, неоднократно пыталась использовать физические открытия для обоснования идеалистических воззрений. Такие попытки встречаются особенно часто в периоды крупных открытий, когда старые положения подвергаются пересмотру, а новые еще недостаточно выяснены. Так, в самом конце XIX и в первых годах XX столетий, когда возникло учение об электронах и были открыты факты, легшие в основу теории относительности, появились многочисленные обоснования идеализма, якобы базирующиеся на новых физических открытиях. [14]
Но если так выясняется вопрос в отношении генетической природы артистической функции, то и в отношении ее функциональных и структурных моментов новое понимание ее природы выдвигает необходимость пересмотра. Центральным с этой точки зрения нам представляется вопрос относительно бессознательности аутистического мышления. [15]