Cтраница 3
Горячий и бесконечный спор о том, окончательно ли поделили уже германцы времен Тацита свои поля или нет и как понимать относящиеся сюда места - принадлежит теперь прошлому. После того как доказано, что почти у всех народов существовала совместная обработка пахотной земли родом, а в дальнейшем - коммунистическими семейными общинами, которые, по свидетельству Цезаря, имелись еще у свевов224, и что на смену этому порядку пришло распределение земли между отдельными семьями с периодическими новыми переделами этой земли, после того как установлено, что этот периодический передел пахотной земли местами сохранился в самой Германии до наших дней, едва ли стоит даже упоминать об этом. Если германцы за 150 лет, отделяющих рассказ Цозаря от свидетельства Тацита, перешли от совместной обработки земли, которую Цезарь определенно приписывает свевам ( поделенной или частной пашни у них нет совсем, говорит он), к обработке отдельными семьями с ежегодным переделом земли, то это действительно значительный прогресс; переход от совместной обработки земли к полной частной собственности на землю за такой короткий промежуток времени и без всякого вмешательства извне представляется просто невозможным. [31]
Считая совхозы и коммуны более высокой формой социалистического земледелия, В. И. Ленин неоднократно указывал, что в данной обстановке наиболее приемлемой для крестьянства формой кооперирования являются товарищества по совместной обработке земли. [32]
Горячий и бесконечный спор о том, окончательно ли поделили уже германцы времен Тацита свои поля или нет и как понимать относящиеся сюда места - принадлежит теперь прошлому. После того как доказано, что почти у всех народов существовала совместная обработка пахотной земли родом, а в дальнейшем - коммунистическими семейными общинами, которые, по свидетельству Цезаря, имелись еще у свевов ш, и что на смену этому порядку пришло распределение земли между отдельными семьями с периодическими новыми переделами этой земли, после того как установлено, что этот периодический передел пахотной земли местами сохранился в самой Германии до наших дней, едва ли стоит даже упоминать об этом. Если германцы за 150 лет, отделяющих рассказ Цезаря от свидетельства Тацита, перешли от совместной обработки земли, которую Цезарь определенно приписывает свевам ( поделенной или частной пашни у них нет совсем, говорит он), к обработке отдельными семьями с ежегодным переделом земли, то это действительно значительный прогресс; переход от совместной обработки земли к полной частной собственности на землю за такой короткий промежуток времени и без всякого вмешательства извне представляется просто невозможным. [33]
Горячий и бесконечный спор о том, окончательно ли поделили уже германцы времен Тацита свои поля или нет и как понимать относящиеся сюда места - принадлежит теперь прошлому. После того как доказано, что почти у всех народов существовала совместная обработка пахотной земли родом, а в дальнейшем - коммунистическими семейными общинами, которые, по свидетельству Цезаря, имелись еще у свевов224, и что на смену этому порядку пришло распределение земли между отдельными семьями с периодическими новыми переделами этой земли, после того как установлено, что этот периодический передел пахотной земли местами сохранился в самой Германии до наших дней, едва ли стоит даже упоминать об этом. Если германцы за 150 лет, отделяющих рассказ Цозаря от свидетельства Тацита, перешли от совместной обработки земли, которую Цезарь определенно приписывает свевам ( поделенной или частной пашни у них нет совсем, говорит он), к обработке отдельными семьями с ежегодным переделом земли, то это действительно значительный прогресс; переход от совместной обработки земли к полной частной собственности на землю за такой короткий промежуток времени и без всякого вмешательства извне представляется просто невозможным. [34]
Важное место в них было уделено созданию коллективных хозяйств па селе. Подчеркивалось, что социально-экономическая и техническая реконструкция сельского хозяйства возможна лишь на основе обобществления производства. В плане предпочтение отдавалось не коммунам и артелям, а товариществам по совместной обработке земли: к концу пятилетки удельный вес тозов должен был составить почти 63 проц. [35]
Основное содержание этого этапа, охватившего период с конца 1917 и до весны 1918 года, составили революционно-демократические мероприятия - ликвидация помещичьего землевладения, первый раздел земли, то есть распределение конфискованных помещичьих и церковно-монастырских земель по трудовой или потребительной норме, в результате которого произошло осереднячивание деревни. Но уже на этом этапе были предприняты и пробные шаги по введению социалистических форм хозяйства - на базе бывших помещичьих имений организовывались коммуны, артели, совхозы, товарищества по совместной обработке земли. [36]
Членами DTIIX объединений нередко являются наемные с. Такие кооперативы коллективно приобретают предметы производств, назначения, перерабатывают п сбывают произведенную с. При совместной обработке земли работа распределяется между всеми членами кооператива; если не все могут быть заняты сразу, работа организуется попеременно, чтобы обеспечить равное для всех участие в произ-во. Привлекаются наемные работники со стороны. За свою работу члены кооператива получают заработную плату. При отсутствии свободных средств кооператив может но согласованию с членами часть заработка временно использовать для внутр. Если на арендованной земле х-во ведется раздельно, производится раздел земли на участки между членами, в соответствии с количеством работников в каждой семье. Каждая семья, работая на своем участке, выплачивает кооперативу установленную арендную плату. Нок-рые кооперативы такого типа совместно используют с. Они объединяют в основном мелких товаропроизводителей. [37]
Товарищества по совместной обработке земли, где средства производства еще не обобществлены, представляют уже пройденную ступень колхозного движения. [38]
Раз товаропроизводящее общество развило форму стоимости, присущую товарам как таковым, в форму денег, то многое из того, что в стоимости еще скрыто в виде зародышей, прорывается наружу. Ближайшим и наиболее существенным результатом является то, что товарная форма приобретает всеобъемлющий характер. Даже тем предметам, которые раньше производились непосредственно для собственного потребления, деньги навязывают товарную форму и вовлекают их в обмен. Тем самым товарная форма и деньги проникают во внутрихозяйственную жизнь общин, связанных непосредственно общественным производством; они рвут общинные связи одну за другой и разлагают общину на множество частных производителей. Сначала деньги, как это можно наблюдать в Индии, ставят на место совместной обработки земли индивидуальное возделывание ее; затем они, путем окончательного раздела пахотной земли, уничтожают общую собственность на поля, которая все еще проявлялась в повторявшихся время от времени переделах ( окончательный раздел пахотной земли наблюдается, например, в подворных общинах на Мозеле, и он уже начинается также и в русской общине); деньги приводят, наконец, к такому же разделу остававшихся еще в общем владении лесов и выгонов. Какие бы другие причины, коренящиеся в развитии производства, ни участвовали в этом процессе, все же деньги остаются наиболее могущественным орудием их воздействия на общины. [39]
Получилось так, что все хотят хорошо жить и в то же время поменьше труда вложить в общее дело. Она начала организовывать крестьян в кооперативы, в сельскохозяйственные артели, где люди коллективно работают, но получают по вложенному труду. Со временем наши колхозы окрепли и составляют сейчас основу бурно развивающегося социалистического сельского хозяйства, основу улучшения материального и культурного положения крестьян. Были у нас и товарищества по совместной обработке земли, в какой-то степени похожие на ваши сельскохозяйственные кружки. [40]