Cтраница 1
Отраслевая библиография читается и на старших курсах, когда начинается работа над курсовыми проектами. Обязательно проводятся регулярные занятия с дипломниками и аспирантами. [1]
Отраслевая библиография - библиография, обслуживающая отдельные отрасли знания или практической деятельности. [2]
Говоря об отраслевой библиографии, следует прежде всего различать понятия отраслевой библиографии как области практической библиографической деятельности и отраслевого библиографоведения как научной дисциплины и как предмета преподавания. В этой связи нельзя не возразить против неоднократно высказанного в печатных и устных выступлениях В. А. Фокеева толкования применительно к библиографии категорий формы и содержания. [3]
Краткую характеристику отраслевой библиографии следует начать с рассмотрения библиографических указателей произведений и высказываний основоположников марксизма-ленинизма и решений партийных и советских органов. Эти материалы необходимы любому специалисту независимо от того, в какой области он работает. Естественно, что и в научно-информационной деятельности сведения о всех публикациях таких материалов являются исключительно важными. [4]
Конечно, существование каждой отраслевой библиографии как специфического участка практической библиографической деятельности, теснейшим образом связанного со своей сферой обслуживания, вполне очевидно. [5]
Спрашивается, к какой отраслевой библиографии этот текст относится. [6]
В приведенных примерах материал собран в разделе Отраслевая библиография с дальнейшими делениями по отраслям знаний. Этот материал дублированием может быть отражен и по отраслям знаний. [7]
Наиболее полно в массиве представлены книги, посвященные развитию отраслевой библиографии, ана-литико-синтетической переработке информации и документов, информационному обслуживанию, проблемам формирования и использования информационных ресурсов. В массиве имеется также небольшое количество изданий по информационному менеджменту и маркетингу. Большая часть книг по библиографии и библиографоведению издается в вузах культуры, а также в других вузах, заинтересованных в анализе ресурсов по своим направлениям. [8]
Однако содержательная специфика библиографических процессов может выступать в курсах отраслевой библиографии по меньшей мере в двух формах: во-первых, как простое иллюстрирование положений общего библиографоведения фактическим материалом отраслевого содержания; во-вторых, в виде содержательно-специфических особенностей, свойственных только данной ( и никакой другой) отраслевой библиографии. Лишь во втором случае достигается серьезный учебно-познавательный эффект. Конечно, определенный конкретно-методический материал такого рода ( правда, пока в значительной мере очень фрагментарный) уже накоплен в отраслевом библиографоведении. Есть он и в учебных дисциплинах, особенно в технической и литературной библиографии. Однако в целом действительная содержательно-отраслевая специфика библиографических процессов выявлена пока недостаточно. Здесь требуется большая научно-исследовательская работа, связанная с тщательным изучением и критическим обобщением библиографической практики. Отсутствие или невыясненность специфики приводит к ее подмене простым иллюстрированием общих положений на отраслевом материале, а иногда и этого нет: отраслевой подход полностью заменяется общеметодическим. [9]
Вообще библиографоведы-отраслевики, разрабатывая те или иные вопросы своей отраслевой библиографии, нередко формулируют положения и выводы общего характера и тем самым фактически обогащают не отраслевое, а общее библиографоведение. Вполне естественно, что в общее библиографоведение включаются обобщения и выводы, полученные первоначально в рамках частного, в том числе отраслевого библиографоведения. [10]
Говоря об отраслевой библиографии, следует прежде всего различать понятия отраслевой библиографии как области практической библиографической деятельности и отраслевого библиографоведения как научной дисциплины и как предмета преподавания. В этой связи нельзя не возразить против неоднократно высказанного в печатных и устных выступлениях В. А. Фокеева толкования применительно к библиографии категорий формы и содержания. [11]
Заметим попутно, что такая постановка вопроса правомерна по отношению только к отраслевой библиографии. [12]
Наконец, следует иметь в виду наличие еще одного, наиболее общего надотраслевого уровня рассмотрения отраслевой библиографии, свойственного уже общему библиографоведению. На этом уровне отраслевая библиография, взятая в целом, выступает как специфическое подразделение библиографии, рассматриваемое наряду и в сравнении с другими ее подразделениями. Именно здесь место теоретическим проблемам, которые В. А. Фокеев предполагает рассматривать в каждом курсе отраслевой библиографии. [13]
Следующая учебная встреча с библиотекой происходит на первой летней практике, где для каждого института читается уже отраслевая библиография и выполняется практическое задание по подбору и составлению списков литературы к реферату, либо выполняется сам реферат и составляется отчет по практике. Все зависит от специальности студентов и программе, выстроенной совместно с курирующим преподавателем. Причем нужную литературу, а часто и информацию к реферату ребята находят не только в фондах библиотеки ВГУЭС, но и в электронных ресурсах Интернет. Кроме того, часто студенты выполняют различные работы для библиотеки. [14]
Здесь необходим более широкий, надотраслевой сравнительный подход, свойственный общему библиографо-ведению и ведущий к единому определению отраслевой библиографии в целом. [15]