Отраслевая библиография - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Единственное, о чем я прошу - дайте мне шанс убедиться, что деньги не могут сделать меня счастливым. Законы Мерфи (еще...)

Отраслевая библиография

Cтраница 2


Если такой специфики нет или она еще недостаточно изучена, то, следовательно, нет и почвы для выделения отраслевой библиографии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. Наличие определенной совокупности библиографических пособий, связанных по содержанию с данной отраслью знания, само по себе не является, на наш взгляд, достаточным основанием для такого выделения.  [16]

Многие участники дискуссии увидели в нашей статье требование ( по сути дела, в ней отсутствующее) полностью ликвидировать отраслевую библиографию как предмет преподавания.  [17]

Обзорно-источниковедческий подход в его чистом виде провозглашен и реализован в качестве единственного метода изложения материала в отраслевых библиографических курсах в пособии Минского государственного института культуры Отраслевые библиографии в БССР ( Минск, 1979), содержащем обзоры указателей по восьми крупным отраслевым разделам.  [18]

Пользуясь этими образцами, все союзные и автономные республики, а в перспективе - края, области и города могут завести собственные определения каждой своей отраслевой библиографии.  [19]

Книга подошла к концу, а ее авторы чувствуют себя в долгу перед читателями: о многом следовало бы еще рассказать-об истории библиографии и международном библиографическом сотрудничестве, о выдающихся библиографах и будущем библиографии, об отраслевых библиографиях и о науке - библиографоведении.  [20]

Однако содержательная специфика библиографических процессов может выступать в курсах отраслевой библиографии по меньшей мере в двух формах: во-первых, как простое иллюстрирование положений общего библиографоведения фактическим материалом отраслевого содержания; во-вторых, в виде содержательно-специфических особенностей, свойственных только данной ( и никакой другой) отраслевой библиографии. Лишь во втором случае достигается серьезный учебно-познавательный эффект. Конечно, определенный конкретно-методический материал такого рода ( правда, пока в значительной мере очень фрагментарный) уже накоплен в отраслевом библиографоведении. Есть он и в учебных дисциплинах, особенно в технической и литературной библиографии. Однако в целом действительная содержательно-отраслевая специфика библиографических процессов выявлена пока недостаточно. Здесь требуется большая научно-исследовательская работа, связанная с тщательным изучением и критическим обобщением библиографической практики. Отсутствие или невыясненность специфики приводит к ее подмене простым иллюстрированием общих положений на отраслевом материале, а иногда и этого нет: отраслевой подход полностью заменяется общеметодическим.  [21]

Наконец, следует иметь в виду наличие еще одного, наиболее общего надотраслевого уровня рассмотрения отраслевой библиографии, свойственного уже общему библиографоведению. На этом уровне отраслевая библиография, взятая в целом, выступает как специфическое подразделение библиографии, рассматриваемое наряду и в сравнении с другими ее подразделениями. Именно здесь место теоретическим проблемам, которые В. А. Фокеев предполагает рассматривать в каждом курсе отраслевой библиографии.  [22]

Значительно более существенной и важной является содержательно-отраслевая специфика процессов библиографической деятельности. Она и должна быть основным предметом учебных курсов отраслевой библиографии.  [23]

В этом нет ничего удивительного, если учесть, что именно в преподавании отраслевой библиографии накопилось много нерешенных проблем и недостатков, основанных на традициях, уходящих своими корнями в 20 - 30 - е гг., в частности, излишняя фактографичность, описатель-ность, свойственная обзорно-источниковедческому подходу к характеристике первичных документов и библиографической продукции, недостаточное внимание к выявлению конкретно-методической отраслевой специфики процессов библиографирования и особенно библиографического обслуживания.  [24]

В таком же положении находятся и смежные научные дисциплины - библиотековедение и информатика, но ни отраслевое библиотековедение, ни отраслевая информатика фактически не существуют. Научно-информационная деятельность, например, связана с обслуживаемыми отраслями науки и производства даже теснее, чем отраслевая библиография. Однако никто из информатиков не обвиняет свою науку в бессодержательности и формализме и не пытается обусловить ее содержание теми отраслями знания, которые обслуживает научно-информационная деятельность.  [25]

На уровне библиографической науки эти утверждения означают, что общее библиографоведение, оторванное от обслуживаемых отраслей знания, базируется на абсолютизации формальных аспектов библиографической деятельности, лишено реального содержания. Только отраслевому библиографоведению свойственно действительное содержание, обусловленное теми отраслями науки и практической деятельности, которые обслуживаются каждой отраслевой библиографией. Между тем совершенно ясно, что отрасли знания, выступающие в качестве сфер обслуживания по отношению к библиографии, не могут быть источником содержания библиографоведения.  [26]

Следует только помнить, что библиотечные факультеты институтов культуры выпускают библиотечных работников широкого профиля. Библиографов-отраслевиков здесь специально не готовят и в обозримом будущем готовить не будут. Между тем многие участники дискуссии рассматривают вопросы преподавания отраслевой библиографии так, как будто подготовка библиографа-отраслевика - главная задача высшего библиотечного образования.  [27]

Наконец, следует иметь в виду наличие еще одного, наиболее общего надотраслевого уровня рассмотрения отраслевой библиографии, свойственного уже общему библиографоведению. На этом уровне отраслевая библиография, взятая в целом, выступает как специфическое подразделение библиографии, рассматриваемое наряду и в сравнении с другими ее подразделениями. Именно здесь место теоретическим проблемам, которые В. А. Фокеев предполагает рассматривать в каждом курсе отраслевой библиографии.  [28]

На IV курсе физических и V курсе инженерных факультетов студенты вновь встречаются с библиотечными работниками в учебной аудитории. Теперь предметом обучения являются основы научно-технической информации и библиографии. В ходе групповых лекций и практических занятий студенты знакомятся с отечественными и зарубежными источниками учетно-регистрационной и отраслевой библиографии, приобретают навыки рационального поиска литературы по теме исследования.  [29]

Основным источником сведений о публикациях по естественным и точным наукам и по технике являются отечественные и зарубежные реферативные журналы. Кроме того, в качестве источников текущей библиографической информации по этим вопросам широко используются издания государственной библиографии СССР ( летописи) и издания национальной библиографии зарубежных стран. Что же касается ретроспективных библиографических указателей и так называемых путеводителей по литературе или библиографии ( разновидность отраслевой библиографии второй степени), то они весьма разнообразны и подготавливаются широким кругом научных библиотек и научно-исследовательских учреждений. Ниже приводятся в качестве примера некоторые основные отечественные и зарубежные библиографические издания подобного рода.  [30]



Страницы:      1    2    3