Библиографическое обслуживание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Умный мужчина старается не давать женщине поводов для обид, но умной женщине, для того чтобы обидеться, поводы и не нужны. Законы Мерфи (еще...)

Библиографическое обслуживание

Cтраница 1


Библиографическое обслуживание на базе ЭК ориентировано преимущественно на самостоятельную работу читателя в режиме диалога с системой. Читатель самостоятельно формирует стратегию поиска, выбирая из меню на экране монитора один из предлагаемых системой вариантов операций или действий.  [1]

Чтобы обеспечить повсеместно полноценное библиографическое обслуживание, затрачиваются огромные усилия. Но библиографы не ставят своей целью отвечать на любые вопросы читателей.  [2]

Сами процессы библиографического обслуживания также постепенно перемещаются в Интернет. Все большее распространение получают виртуальные справочные службы, которые в последнее время становятся неотъемлемым элементом web - сайтов многих библиотек. Американская статистика свидетельствует, что число запросов, поступающих в библиотеку в электронной форме ( в виде писем и вопросов в ходе чат-сессий) уже превышает число запросов, поступивших от читателей лично посетивших библиотеку.  [3]

Таким образом, будущее библиографического обслуживания заключается и в самом широком применении ЭВМ, и в самом активном участии библиографов в процессе библиографического поиска.  [4]

Изучение информационных запросов специалистов в целях совершенствования библиотечно библиографического обслуживания.  [5]

Одним из основных средств совершенствования преподавания отраслевого библиографоведения на современном этапе следует считать глубокое изучение и обобщение практического опыта библиографирования и библиографического обслуживания с целью выявления их содержательно-отраслевой конкретно-методической специфики, разработку новых форм и методов обучения студентов этой специфике.  [6]

В развитых зарубежных странах ныне интенсивно решаются проблемы более эффективного функционирования подобных служб: определятся характер выполняемых справок, режим работы, баланс между традиционным и виртуальным библиографическим обслуживанием. В России и странах СНГ развитие виртуальных систем информационно-библиографического обслуживания делает свои первые шаги. Пока существует лишь несколько примеров реализации традиционных справочных функций библиотек через web - сайты. Одним из первых и наиболее известным является проект Виртуальная справка, на сайте московской ЦБС Киевская ( http: / / www. Однако, учитывая, что серьезное влияние Интернет на офлайновую жизнь ощущается с рубежа, когда постоянным доступом к Сети обзаводятся более 10 % населения страны ( в России этот показатель составляет сегодня порядка 7 %), расцвет виртуальных информационно-библиографических служб в библиотеках России еще впереди.  [7]

С организационной точки зрения важным средством решения поставленной задачи является устранение, как в области составительской и издательской библиографической работы, так и в области библиографического обслуживания, ведомственной разобщенности, которая ведет к неоправданному распылению сил и средств. В ближайшем будущем следует внедрить принцип координации и кооперации библиографической деятельности на всесоюзном, региональном, отраслевом и межотраслевом уровнях, принцип одноразовой библиографической обработки документов с последующим многократным и многоцелевым использованием ее результатов, принцип сочетания централизации процессов подготовки и издания библиографических пособий с максимально децентрализованным их использованием в ходе библиографического обслуживания потребителей информации.  [8]

Если говорить об особенностях районных библиотек, то следует отметить, что наряду с непосредственным обслуживанием читателей на абонементе или в читальном зале и массовой пропагандой книги они обеспечивают и библиографическое обслуживание читателей, особенно справочно-библиографи-ческую работу в помощь учреждениям и всему населению, используя централизованные издания рекомендательной библиографии.  [9]

Во второй половине 1970 - х гг. массовые библиотеки СССР объединились в централизованные библиотечные системы - городские и районные, а также профсоюзные. В центральных библиотеках этих систем были созданы библиографические отделы, которые организуют библиографическое обслуживание читателей. Если читателю библиотеки-филиала не могут выдать справку ввиду отсутствия информации в СБА, библиотекари обращаются в центральную библиотеку. Таким образом, в справочно-библиографическом обслуживании здесь используется СБА централизованной системы.  [10]

Узкотематические информационные потребности в области науки, техники и производства не могут быть успешно обеспечены с помощью узко дифференцированных по содержанию тематических библиографических изданий. Следует искать другие пути эффективного удовлетворения такого рода потребностей, главным образом, в сфере хорошо организованного дифференцированного и децентрализованного библиографического обслуживания. В области рекомендательной библиографии необходимо восстановить базовое звено крупных универсальных библиографических пособий ( типа Книги о книгах или типового каталога), о чем говорилось на Всесоюзной конференции по рекомендательной библиографии в 1983 г.; первостепенное внимание уделить серийным и продолжающимся проблемно-тематическим пособиям широкого целевого и читательского назначения. Очевидно, что выработанные в период экстенсивного развития системы требования тематической дифференциации рекомендательных библиографических пособий и максимальной конкретности их целевого и читательского назначения должны быть заменены требованиями интеграции ( комплексирования) содержания и назначения пособий, соответствующими задачам перехода на интенсивный путь развития системы пособий.  [11]

Четвертый способ дифференциации - по процессам и операциям библиографической деятельности - в наибольшей мере соответствует прикладным целям библиографического образования. Поэтому, например, общий курс организации и методики библиографической работы должен строиться по основным ее процессам, а также включать вопросы организации справочно-библиогра-фического аппарата как основы библиографирования и библиографического обслуживания в библиотеке.  [12]

С организационной точки зрения важным средством решения поставленной задачи является устранение, как в области составительской и издательской библиографической работы, так и в области библиографического обслуживания, ведомственной разобщенности, которая ведет к неоправданному распылению сил и средств. В ближайшем будущем следует внедрить принцип координации и кооперации библиографической деятельности на всесоюзном, региональном, отраслевом и межотраслевом уровнях, принцип одноразовой библиографической обработки документов с последующим многократным и многоцелевым использованием ее результатов, принцип сочетания централизации процессов подготовки и издания библиографических пособий с максимально децентрализованным их использованием в ходе библиографического обслуживания потребителей информации.  [13]

В этом нет ничего удивительного, если учесть, что именно в преподавании отраслевой библиографии накопилось много нерешенных проблем и недостатков, основанных на традициях, уходящих своими корнями в 20 - 30 - е гг., в частности, излишняя фактографичность, описатель-ность, свойственная обзорно-источниковедческому подходу к характеристике первичных документов и библиографической продукции, недостаточное внимание к выявлению конкретно-методической отраслевой специфики процессов библиографирования и особенно библиографического обслуживания.  [14]

Если исходить из предложенного А. В. Соколовым соотношения рассматриваемых объектов, то его точка зрения выглядит вполне логичной и убедительной. Однако с позиций библиографической терминологии, да и всей терминологической части СИБИД, она не может быть принята. Библиографическая деятельность включает два основных процесса: библиографирование и библиографическое обслуживание. Видом информационного обслуживания может быть только библиографическое обслуживание, а. В более широком плане и другие области деятельности должны быть видами именно деятельности, а не обслуживания. Иначе говоря, терминологически внутри информационного обслуживания можно рассматривать библиографическое, библиотечное обслуживание, а не соответствующие области деятельности, взятые в целом. Вполне очевидно, что понятия библиографической, научно-информационной или библиотечной деятельности шире пон-ятий библиографического, научно-информационного или библиотечного обслуживания.  [15]



Страницы:      1    2