Cтраница 2
Реальная экономико-правовая атмосфера в области инвестирования требует совершенствования налогового и таможенного законодательства, способствующего созданию эффективных и цивилизованных рынков. В существующих условиях инвестиции становятся очень рискованными: предприниматель вкладывает в прибыльный бизнес, но начинает нести убытки от действий недобросовестных конкурентов, таможенников и налоговых органов. Западные бизнесмены не хотят идти на создание совместных предприятий, вне зависимости от отрасли инвестирования. Если речь идет о высокотехнологичном бизнесе, то просто нереально привлечь иностранного партнера; единственное, на что они готовы пойти - самостоятельное производство товаров народного потребления в расчете на динамичный и масштабный внутренний рынок. Это дает рабочие места и наполняет бюджеты, но лишает страну технологичного будущего, а следовательно, приемлемой добавленной стоимости. [16]
По давней деловой традиции продавец сам идет к покупателю. Поэтому и российскому продавцу, предлагающему дорогостоящие технологии, целесообразно посетить своего потенциального западного партнера. Западные бизнесмены неохотно посещают Россию, предпочитая увидеть, как работает предлагаемая технология у них дома. Таким образом, российскому партнеру нужно выделить необходимые финансовые средства для посещения Запада и соответствующих встреч с перспективными партнерами и потребителями. [17]
Что сегодня мешает нашему деловому сотрудничеству с западными бизнесменами. Конечно, экономическая нестабильность и отсутствие ряда законов, четко регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Но наряду с этими причинами большую роль играют и культурно-психологические различия российских и западных бизнесменов. [18]
В 1995 г. корпорация Дан и Брэдстрит открыла свое представительство в России, и информация о республиках бывшего Советского Союза пополнила существующую базу данных. Это важно как для отечественных предпринимателей, так и для представителей западного бизнеса, для которых возможность делового сотрудничества с компаниями стран бывшего СССР является достаточно привлекательной. Нестабильность экономической ситуации и фактор риска являются предпосылками для развития информационного бизнеса: ни один западный бизнесмен не будет устанавливать деловые контакты с фирмой, не получив о ней сведений из независимых и достоверных источников. [19]
Одной из примечательных черт первых лет перестройки социалистической экономики, начавшейся, как это принято считать, в 1985 г., было появление довольно большого числа совместных предприятий, главным образом с участием иностранного капитала. Этот несомненно прогрессивный процесс, широко распространенный во всем мире, в нашей стране все же развивался не столь быстро, как этого хотелось. Причин тому было несколько. В частности, любимым и часто муссировавшимся тезисом иностранных партнеров, жаловавшихся на возникавшие проблемы, был тезис о несовместимости систем бухгалтерского учета в СССР и на Западе и, как следствие, о неправильной трактовке прибыли, являющейся, как известно, основным целевым показателем подавляющего большинства западных бизнесменов. Дело в том, что в соответствии с основополагающими документами, регулировавшими деятельность совместных предприятий, последние должны были вести оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, действовавшем в СССР для советских государственных предприятий. В известной мере можно утверждать, что именно иностранные бизнесмены, получив определенную поддержку и взаимопонимание со стороны представителей Министерства финансов РФ и ведущих российских специалистов, выступили инициаторами проведения мероприятий по перестройке системы бухгалтерского учета в нашей: стране. [20]
Отличаются в разных культурах и концепции пространства. На Западе, например, по размерам кабинета руководителя часто судят о статусе фирмы. В арабском мире совершенно иной подход: директор-распорядитель нередко работает в одном кабинете с клерками. В Западной Европе участники деловых переговоров обычно находятся друг от друга на расстоянии двух метров и более. В странах Среднего Востока и Латинской Америки участники таких встреч часто находятся в непосредственной близи друг от друга, что подразумевает даже физический контакт между ними, и к этому западным бизнесменам приходится привыкать. [21]
Люди, с которыми Вы работаете, вот что составляет для Вас окружающую среду. Это высказывание подчеркивает, насколько серьезно относятся западные бизнесмены к подбору управленческого пер сонала. Руководители, которые составляют команду из своих же служащих, чаще всего используют социометрический метод. Каждому члену коллектива ставится задача и предлагается выбрать двух партнеров для ее решения, конфиденциально сообщив о своем выборе менеджеру. Затем начальник составляет схему предпочтений ( социограмму), которая четко отображает реальные отношения в коллективе, на основе которой он может выбрать лидера и приступить к формированию групп. Этот метод имеет ряд преимуществ: позволяет отобрать в команду самых уважаемых, а значит, самых лучших работников; одновременно руководитель получает полную картину состояния социально-психологического климата в коллективе. [22]