Cтраница 3
Все эти и многие другие вопросы, рассматриваемые биоэтикой, вызывают острейшие дискуссии, в ходе которых затрагиваются кардинальные для религиозного мировосприятия темы. [31]
Сделаны первые шаги в области образования: курсы по биоэтике уже сейчас читаются во многих медицинских вузах страны. В Институте человека Российской академии наук, в ряде других научных и образовательных учреждений обучаются аспиранты, специализирующиеся в области биоэтики. [32]
Еще одно наиважнейшее измерение современной философии, связанное с биоэтикой, заключено в том, что под влиянием успехов биомедицины приходится заново переосмысливать такие кардинальные для философии вопросы, как: Что такое человек. [33]
В главе VII уже говорилось, что в литературе по биоэтике на вопрос о том, с какой стадии развития зародыша он должен считаться человеческим существом, даются различные ответы. [34]
В целом же, хотя у нас в России пока нет биоэтики как сформировавшегося социального института, это не значит ни того, что перед нашим обществом не стоят ( и нередко в весьма острых и драматических формах) практически все обсуждаемые в биоэтике проблемы, ни того, что отсутствуют глубинные предпосылки развития отечественной биоэтики. В связи с этим имеет смысл обратить внимание на следующие обстоятельства. [35]
Традиция осмысления дилеммы патерналистского и непатерналистского подходов в психиатрии во многом предвосхищает современную биоэтику. [36]
Необходимо сказать еще об одном факторе, оказавшем влияние на формирование и развитие биоэтики. Важное место в ней занимает проблематика, связанная с этическим и правовым регулированием научных исследований. Речь идет прежде всего о названных выше медицинских исследованиях, проводимых на людях. [37]
Этот принцип является расширением и продолжением предыдущего, так что некоторые специалисты по биоэтике даже склонны объединять оба принципа в один. Есть, однако, между ними и серьезные различия, оправдывающие их раздельное рассмотрение, особенно применительно к биомедицине. [38]
В отличие от двух рассмотренных, этот принцип становится одним из основополагающих в биоэтике лишь в последние десятилетия, именно тогда, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. [39]
Необходимо сказать и еще об одном факторе, оказавшем влияние на формирование и развитие биоэтики. Важное место в ней занимает проблематика, связанная с этическим и правовым регулированием научных исследований. Речь идет о биомедицинских экспериментах, проводимых на людях и животных. Сам размах, который приобрели сегодня эти исследования, делает настоятельной их регламентацию, которая обеспечивала бы минимизацию риска для испытуемых, защищала бы их здоровье и достоинство и позволяла бы исключить излишние страдания и боль. Следовательно, перед обществом объективно встает совершенно новая задача: по мере роста научного знания, контролировать исследовательскую деятельность, прежде всего в области биомедицины, поскольку эта деятельность имеет очень серьезную социальную и человеческую значимость, затрагивая основополагающие ценности общества. [40]
Есть и еше одна сфера деятельности, представители которой проявляют вполне оправданный и самый живой интерес к проблемам биоэтики, - это богословие, или теология. Различным религиозным системам, включая основные мировые религии, в условиях взрывного роста биомедицины приходится вырабатывать и уточнять свои позиции по таким вопросам, как например: до каких пределов следует проводить жизнеподдер-живаюшее лечение и при каких условиях его можно приостанавливать; возможны ли ( и если да, то в какой мере) эксперименты на человеческих эмбрионах; может ли умерший использоваться в качестве источника органов и тканей для улучшения здоровья или спасения жизни людей; допустимо ли человеку самому брать на себя решение о том, чтобы подвести черту под собственной жизнью. [41]
Обсуждение возможности и условий отказа от жизнепод-держивающего лечения вплотную подводит нас к, пожалуй, наиболее острой и противоречивой проблеме биоэтики - к проблеме эвтаназии. [42]
Что касается ранее действовавших комиссий, то решения об их создании и их основная деятельность были направлены на выработку общих принципов биоэтики, которыми должны были руководствоваться члены 1KB, и общих подходов к разрешению проблем, входящих в сферу компетенции больничных этических комитетов. [43]
В 1994 г. на основе концепции ВОЗ на XXVIII конференции Совета Международных Организаций Медицинских Наук ( CIOMS) была сформулирована Глобальная повестка дня для биоэтики - декларация, имеющая очевидное значение при обсуждении нашей темы. [44]
Формирование принципов морального регулирования научных исследований, которое не ограничивало бы свободу науки, но обеспечивало бы защиту прав и интересов граждан, является одной из важнейших задач биоэтики. [45]