Cтраница 3
Пластины ( Свариваются по технологии, рекомендованной для данной стали настоящими РТМ. Из сварного соединения ( рис. 10) должны изготавливаться согласно ГОСТ 6996 - 66 три образца на ударную вязкость и три образца на растяжение для определения временного сопротивления и относительного удлинения. Для проверки химического состава из наплавленного металла должно быть набрано 50 - 70 г стружки. [31]
Приведенный выше пример типичен в смысле тех затруднений, которые встречаются при такого рода испытаниях; эти обстоятельства привели к изобретению различных приспособлений, благодаря которым можно избежать вдавливаний и царапин на образцах. Перед нами была задача, имеющая большое практическое значение, - изучить случаи местной концентрации напряжений в точках у поверхности образцов; эти случаи были исследованы при помощи оптического метода с целью определения изменений в распределении напряжений, вызванных применением различных способов определения временного сопротивления и упругих свойств материала. С этой целью было сконструировано особого рода зажимное приспособление, которое должно было воспроизводить действие захватов, зажимающих образец в точке или по линии; приложенное к образцу боковое давление в этом примере могло быть измерено. [32]
При изысканиях на одной из площадок на глубине 8 м под толщей четвертичных отложений были обнаружены известняки каменноугольной системы. Цри этом в верхней части известняки были выветрены в наибольшей степени, затем они сменялись трещиноватой скалой, которая переходила в невыветрелую ( монолитную) породу. Из всех трех указанных зон были отобраны образцы для определения временного сопротивления одноосному сжатию, для которых был определен также объемный вес. [33]
Для этого испытания одновременно со сваркой шва сваривают пробные пластины из того же металла, той же толщины и теми же режимами. Из пластин вырезают и изготовляют на станках образцы стандартной формы и размеров, которые подвергают испытаниям в лаборатории с целью определения временного сопротивления, относительного удлинения, ударной вязкости, твердости. [34]
Механические испытания сварных соединений и металла швов проводят на образцах, вырезанных из нитки трубопровода или из пробных стыков, сваренных из коротких отрезков труб в условиях, аналогичных трассовым. Из каждого стыка изготовляют от шести до двенадцати образцов. При испытании на растяжение определяют прочность-металла шва или сварного соединения. На рис. 163, а изображены образцы для определения временного сопротивления наиболее слабого участка в стыковом соединении. Угол изгиба определяют при образовании первой трещины в растянутой зоне. Образцы испытывают в стационарных или передвижных лабораториях. Для получения оперативных данных в трассовых условиях применяют передвижные лаборатории марки ЛКС, которь:: е устанавливают на прицепе. [35]
В результате пайки и абразивной заточки на пластинках твердого сплава могут образовываться микротрещины и волосовины. Трещины могут быть и в заготовках. Все дефекты на пластине хорошо вскрываются после алмазной обработки. Чтобы предотвратить изготовление инструментов из дефектных заготовок, перед запуском в производство их проверяют методом определения временного сопротивления на изгиб под прессом. Трещины после пайки и заточки выявляют цветной дефектоскопией, состоящей в том, что на проверяемую поверхность наносят красную краску, обладающую высокой способностью проникновения в любую трещину и на любую глубину. Если трещина сквозная, то краска проходит насквозь. [36]
Схема, иллюстрирующая жесткость испытательной машины ( а и изменение скорости деформации образца при постоянной, скорости перемещения захвата ( б. 1 - траверса. 2 - образец. [37] |
В целом этот интервал довольно мал, однако следует отметить, что по мере повышения температуры зависимость свойств от нее становится более сильной, поэтому необходимо несколько уменьшить интервал колебаний температуры. Колебания температуры при использовании современных методик довольно велики и их необходимо учитывать. Скорость деформации устанавливают таким образом, чтобы до физического или условного предела текучести эта величина не превышала 0 3 % / мин, затем при определении временного сопротивления часто устанавливают величину скорости деформации близкую к 7 5 % / мин. Если принять во внимание аргументы, приведенные в предыдущей главе, то указанную скорость деформации следует рассматривать как низкую скорость, которая при высокой температуре в довольно значительной степени обусловливает зависящую от времени деформацию ползучести. Таким образом, тот факт, что в стандарте устанавливают только уровень скорости деформации независимо от температуры, объясняется тем, что при определении расчетных допустимых напряжений ( например, для углеродистой стали при температуре - 400 С, малолегированной хромомолибденовой при 460 - 500 С, нержавеющей 18 - 8 при 570 - 600 С) максимальная температура, которая вызывает затруднения при определении ау и ав, попадает в промежуточную область температур, где не проявляется заметно ползучесть. Однако факторы, обусловленные принятой методикой испытаний на растяжение при комнатной температуре, точностью регулирования скорости деформации и ограничением времени испытаний, оказывают большое влияние на точность результатов. Поэтому при сравнении материалов, изготовленных различными фирмами, желательно проводить испытания в одинаковых насколько это возможно условиях, чтобы уменьшить разброс данных, характеризующих качество материалов. [38]
Механические испытания сварного соединения проводят с целью определения качества шва и сварочных материалов, пригодности способов и режимов сварки, при установлении квалификации сварщиков и показателей свариваемости металлов. Образцы для механических испытаний вырезают непосредственно из контрольных соединений, специально сваренных для этой цели в условиях, аналогичных трассовым. Из каждого стыка вырезают кислородной резкой от 6 до 16 образцов. Вырезанные образцы подвергают механической обработке для получения определенной формы и размеров. При испытании на растяжение определяют прочность металла шва и наиболее слабого участка сварного соединения. Соответственно этому изготовляют образцы двух видов для определения временного сопротивления металла шва или слабого участка соединения. При испытании определяют способность сварного соединения принимать заданный по размеру и форме изгиб. Угол изгиба а определяют при образовании первой трещины в растянутой зоне образца. При толщине стенок более 12 5 мм испытания выполняют на изгиб на ребро при длине образца 142 5 мм, ширине 12 5 мм, диаметре нагружающей оправки 50 мм, расстоянии между опорами 82 мм. Скорость нагружения не более 15 мм / мин. Кромки рабочей части образца закругляют с радиусом 0 2 от толщины металла, но не более 3 мм. При испытании на ударный изгиб определяют ударную вязкость металла шва, околошовной зоны и наплавленного металла. Для испытания применяют образцы сечением не более 10X10 мм. В зависимости от цели испытания при выборе положения образца в испытываемом соединении вершину надреза располагают в разных точках шва. [39]